Электрички отдадут частникам

На убыточный бизнес много желающих

<BR><BR><B>На убыточный бизнес много желающих</B><BR>Министерство путей сообщения РФ приступает к созданию частных компаний, которые будут заниматься пригородными перевозками пассажиров.<BR><BR>Об этом вчера, 24 июля, сообщил первый заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин. В создании новых компаний-перевозчиков будут участвовать субъекты РФ.<BR>По словам Владимира Якунина, региональные компании начнут массово появляться сразу после выхода постановления правительства о создании ОАО "РЖД". У самого МПС нет права на создание частных компаний.<BR>"Согласно стратегии развития нашей экономики государство продает свои активы во многих компаниях, и было бы нелогично, избавляясь от участия государства в одних структурах, создавать с его же участием новые", -- подчеркнул он.<BR><BR><B>Первые ласточки</B><BR>Сейчас, по данным МПС, зарегистрировано четыре частные железнодорожные компании в Западной Сибири и одна на Дальнем Востоке. В этих регионах наиболее сложная ситуация с пригородными пассажирскими перевозками. Вскоре к ним присоединятся Москва и Петербург.<BR>Предполагается, что основным условием получения частной компанией лицензии на пассажирские перевозки будет обязательство обеспечивать не только доходные, но и нерентабельные, социально значимые перевозки. А таковые составляют значительную часть от общего количества.<BR>По утверждению МПС, доходы от продажи билетов покрывают не более 20% расходов на организацию пригородных перевозок. По закону тарифы на проезд в пригородных поездах регулируются субъектами РФ с компенсацией МПС России, возникающей в результате убытков. Однако в полной мере компенсаций никто не производит. За первые 6 месяцев 2003 года убытки министерства от пригородных пассажирских перевозок составили 8,8 млрд рублей.<BR>Как отметил Владимир Якунин, только 14 регионов компенсировали потери МПС в размере 4,4 млрд рублей.<BR><BR><B>Привлекательные убытки</B><BR>По словам заместителя начальника петербургского филиала ГУП "Транском" Виталия Григорьева, около трети убытков приходится на Московскую и Октябрьскую железные дороги. Убытки Октябрьской железной дороги от пригородных пассажирских перевозок за полгода составили 3 млрд 283 млн рублей. "При этом и Петербург, и Ленинградская область компенсировали убытки деньгами, предоставлением налоговых льгот и капитальным ремонтом инфраструктуры дороги", -- подчеркнул Виталий Григорьев.<BR>При этом износ пригородного подвижного состава в стране составляет 75%, и почти половина парка практически выработала свой ресурс. Для обеспечения на требуемом уровне объемов пригородных перевозок необходимо ежегодно направлять на обновление подвижного состава не менее 10 млрд рублей. Но даже и такое запущенное хозяйство вызывает интерес у частников.<BR>Ранее министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев подтверждал, что "существует достаточно большой спрос независимых компаний на организацию перевозок по маршруту Москва -- Санкт-Петербург".<BR>Виталий Григорьев подтвердил, что Октябрьская железная дорога, в принципе, готова к появлению частных перевозчиков.<BR>"Пока трудно сказать, сколько их будет, а также будут ли они на 100% частными. Скорее всего они будут создаваться с участием государственного ОАО "Российские железные дороги" и администраций Петербурга и Ленобласти, -- уточнил он. -- В дальнейшем определенные доли этих компаний могут быть проданы.<BR>Вопрос в том, что частники не будут работать себе в убыток. Во многих странах мира социальные перевозки датируемы муниципалитетами -- например, 50% на 50%".