У аптек укрепляется влечение к парафармацевтике

Аптечный рынок Петербурга расширяется за счет нелекарственных -- парафармацевтических товаров.

<BR><BR>Аптечный рынок Петербурга расширяется за счет нелекарственных -- парафармацевтических товаров.<BR><BR>Законодательно понятие "парафармацевтическая продукция" определяется в разных документах по-разному, наиболее общим можно считать: "...другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции парфюмерно-косметической, пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности". Сюда относятся зубные пасты, кремы, ароматические масла, шампуни, бальзамы, средства для волос и ногтей -- одним словом, широкий спектр товаров для красоты и здоровья.<BR>Аптеки энергично расширяют ассортимент этих товаров. В аптеках появились отделы товаров "для красоты и здоровья" со свободным доступом покупателей по принципу супермаркета. Такая форма выкладки товаров парафармацевтического ассортимента оптимальна и в случае сопровождения адекватной рекламной поддержкой в самой аптеке и консультациями продавца способна значительно увеличить объем продаж этих товаров.<BR><BR><B>Максимальная наценка</B><BR>Сейчас ассортимент товаров, которые продаются в аптеках и не являются лекарственными средствами, насчитывает несколько тысяч наименований. Интерес к ним со стороны участников фармрынка и их доля в общем обороте аптечных предприятий постоянно растут благодаря высокой наценке.<BR>Так, в мае 2003 года средняя розничная наценка на лекарственные средства составила 28,2%, на изделия медицинского назначения -- 36,7%, на предметы санитарии и гигиены -- 36,6%, на биологически активные и прочие добавки к пище -- 36,8%.<BR>По данным за I квартал 2003 года, распределение долей основных категорий товаров в товарообороте петербургских аптек было таковым: лекарственные средства -- 80% от совокупного объема продаж в рублях, изделия медицинского назначения -- 7%, парафармацевтика -- 13%. Во II квартале доля парафармацевтических товаров увеличилась на 4% и составила около 17% от всего товарооборота.<BR><BR><B>А в Петербурге больше</B><BR>Расширение доли "нелекарственного" ассортимента может, однако, сдерживаться принятым недавно отраслевым стандартом (ОСТ) для аптечных организаций. Так, например, реализовывать населению продукты лечебного, детского и диетического питания, косметическую и парфюмерную продукцию могут согласно этому документу только аптеки, а аптечные киоски и пункты такого разрешения не получили. Отраслевой стандарт ограничил их ассортимент только товарами личной гигиены.<BR>Но, учитывая то, что согласно полученным лицензиям 42% аптечных предприятий в Петербурге являются именно аптеками (в Москве, например, их только 24% от общего количества), то перспективы у парафармацевтики в Петербурге очень хорошие.<BR>Вслед за розницей интерес к парафармацевтической продукции начали проявлять и оптовики. Дистрибьюторы лекарственных средств активно наращивают ассортимент за счет парафармацевтики. Так, доля парафармацевтических товаров в ассортименте ведущих петербургских фармдистрибьюторов в начале 2003 года достигла 19%, что в 1,5 раза больше аналогичного показателя прошлого года. По словам представителей фирм-поставщиков, рынок парафармацевтики весьма перспективен для освоения. Концентрация этого сектора ниже, чем лекарственного. Если по лекарственным препаратам 80% рынка "держат" 18 фирм, то в парафармацевтике ту же долю контролируют 30 поставщиков.<BR><BR>Владимир Кириллов,<BR>генеральный директор ООО "ФАРМиндекс" специально для "ДП"