Отечественный рынок кондиционеров формирует Азия...

Отечественный рынок кондиционеров формирует Азия и российский климат

<BR><BR><B>Отечественный рынок кондиционеров формирует Азия и российский климат</B><BR>Рынок климатического оборудования по темпу развития не отстает от рынка бытовой техники и ежегодно увеличивается примерно на 20%.<BR><BR>Если сохранятся нынешние темпы роста продаж, через 1,5 года Россия войдет в число ведущих мировых потребителей климатического оборудования.<BR>Если продажи холодильников, стиральных машин и телевизоров в 2002 году сократились почти в 1,5-2 раза относительно 2001 года, то продажи кондиционеров увеличились, причем примерно в такой же пропорции. Объясняется это не только жарким летом, но и смогом от лесных пожаров, который рассеялся только осенью.<BR>Рынок кондиционеров носит сезонный характер и во многом зависит от погоды. Пик продаж приходится на весенне-летние месяцы. Однако в 2002 году на Северо-Западе продажи климатических систем "затянулись" до сентября.<BR><BR><B>Россия догоняет Европу</B><BR>В 2001 году по объему продаж кондиционеров Россия вышла на четвертое место в Европе. На россиян пришлось 11-12% общего объема продаж климатического оборудования на континенте. В 2003 году местный рынок кондиционеров, по различным оценкам, составит около 300-400 тысяч штук ($500-800 млн). Если темпы роста продаж сохранятся, то к 2005 году Россия войдет в число ведущих мировых потребителей климатического оборудования.<BR>По прогнозам российской Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК), в 2003 году объем российского рынка увеличится приблизительно до 500 тысяч кондиционеров. Основной спрос уже несколько лет ориентирован на сплит-системы, за счет которых и растет рынок. Например, в 2000 году в России было продано более 200 тысяч кондиционеров всех типов, из них сплит-систем примерно 150 тысяч.<BR><BR><B>Приход частного</B><BR><B>потребителя</B><BR>Если в 1990-х годах в России спрос на кондиционеры определялся в основном предприятиями, то начиная с 2000 года рост продаж обеспечивают потребители, покупающие кондиционеры для частного пользования. По данным Ассоциации предприятий индустрии климата, доля частных лиц увеличилась в 2-2,5 раза, причем в регионах она более чем в 2 раза выше, чем в Москве и Петербурге. По мнению экспертов, примерно 20% спроса сейчас приходится уже на заказы, связанные с заменой кондиционеров, смонтированных еще в 1994-1997 годах.<BR>Несмотря на покупательскую активность частных потребителей, их доля по России в целом составляет меньше 2% от всех городских домохозяйств. Основные продажи приходятся на корпо-<BR>ративных клиентов.<BR><BR><B>Ставка на климат</B><BR>Развитие рынка климатических систем зависит не столько от погодных факторов, сколько от внутрирыночной ситуации. Ухудшение ситуации в западных странах заставило производителей снижать цены и искать новые рынки сбыта. В 2002 году на мировом рынке цены на кондиционеры упали на 10-15% по сравнению с предыдущим годом.<BR>Для привлечения российских потребителей многие западные компании начали выпускать кондиционеры, адаптированные под российские климатические условия и способные работать при низких температурах.<BR>Наиболее уверенно себя чувствуют в России корейские компании LG Electronics и Samsung Electronics, занимающие лидирующие позиции по многим товарным группам бытовой техники. Агрессивные рекламные кампании и гибкая маркетинговая политика позволили им отвоевать более 50% российского рынка кондиционеров. Наряду с LG и Samsung также представлены марки Daikin, Fujitsu General, Mitsubishi Heavy, Mitsubishi Electric, а также Chofu, Fujitsu, Hitachi, Panasonic, Sanyo, Sharp, Toshiba (Япония), европейские Ardo, AirWell, DeLonghi; Carrier, McQuay, White-<BR>Westinghouse, York (США), Electra, Tadiran (Израиль). В 2002 году о повторном выходе на российский рынок заявила компания Mitsubishi Heavy Industries, являющаяся одним из ведущих производителей кондиционеров в мире. Компания ушла из России после кризиса 1998 года, но прогнозы аналитиков о росте продаж кондиционеров в России заставили ее вернуться.<BR><BR><B>Российские пионеры</B><BR>За последние 5-10 лет не многие предприятия решались наладить выпуск кондиционеров в России. Готовую продукцию дешевле завозить в Россию, чем производить внутри страны. Тем не менее с середины 1990-х климатическое оборудование производит российская компания "Элемаш" (марка "Энергия"). О запуске производства бытовых кондиционеров оконного типа и сплит-систем заявила Группа компаний "Тропик".<BR>Единственным совместным предприятием по выпуску кондиционеров стала корейско-российская компания Rolsen Electronics, запустившая производство бытовых кондиционеров в апреле 2001 года. Сборочной площадкой стал завод "Термопласт" (бывшее НПО "Электроприбор") в подмосковном городе Фрязино, специализирующийся на сборке телевизоров LG и производстве другой бытовой техники. До 2005 года Rolsen намерен вложить в развитие российских производственных мощностей $40 млн.<BR>Производственные возможности корейско-российской компании могут полностью обеспечить потребности российского рынка кондиционеров, поскольку рассчитаны на выпуск 300 тысяч приборов в год. Реальный же объем выпуска составляет около 20 тысяч кондиционеров в год.