Фонд недвижимости растворился в Центральном агентстве

ЗАО "Центральное агентство недвижимости" (ЦАН) поглотило риэлтерскую фирму "Фонд недвижимости". За это владелец "Фонда недвижимости" Сергей Еременко стал акционером ЦАН и возглавил это агентство.

<BR><BR>ЗАО "Центральное агентство недвижимости" (ЦАН) поглотило риэлтерскую фирму "Фонд недвижимости". За это владелец "Фонда недвижимости" Сергей Еременко стал акционером ЦАН и возглавил это агентство.<BR><BR>За последние 5 лет это уже второе по счету приобретение ЦАН. Несколько лет назад в него влилось агентство недвижимости "Невский ключ". Позже риэлтерские услуги под такой маркой предоставляться перестали -- сейчас "Невский ключ" работает как юридическая фирма, консультирующая по вопросам недвижимости.<BR>Сергей Еременко ранее уже возглавлял ЦАН в качестве наемного менеджера. Но 2 года назад он ушел и создал собственную фирму -- "Фонд недвижимости". Теперь он возвращается в качестве совладельца агентства.<BR>"Мы не работаем по филиальной системе, она, на наш взгляд, неэффективна, поэтому после вливания "Фонда недвижимости" в ЦАН его офис на Казанской улице работать перестанет. Сделки "Фонда" будут доведены до конца, и после этого риэлтерские услуги под этой вывеской предоставляться не будут, хотя бренд, вероятно, мы постараемся сохранить", -- сообщили в пресс-службе ЦАН.<BR>Персонал "Фонда недвижимости" в количестве 40 агентов вольется в ЦАН. Сейчас персонал ЦАН насчитывает 430 агентов.<BR>"Решение перейти в "Центральное агентство недвижимости" было продиктовано тем, что, во-первых, мне знакома структура агентства, в свое время я сам ее создавал. И попробовав работать по каким-то направлениям самостоятельно, я теперь вновь вливаюсь в знакомую структуру, чтобы сейчас внедрить уже обкатанные схемы в структуре с гораздо более мощными возможностями", -- подчеркнул Сергей Еременко.<BR><BR><B>Единичные случаи</B><BR>Слияния и приобретения агентств недвижимости происходят достаточно редко.<BR>Последний раз заметная сделка по приобретению риэлтерского агентства произошла год назад -- корпорация "Адвекс-РОССТРО" приобрела агентство "Санкт-Петербург". Покупке предшествовал раскол агентства "Санкт-Петербург".<BR>В 1998 году в разгар "риэлтерского кризиса" и само агентство "Адвекс" было куплено корпорацией "РОССТРО".<BR>Однако такие сделки являются единичными и судить по ним о какой-либо тенденции на рынке, как полагают эксперты, нельзя. Сергей Федоров, PR-менеджер агентства "Пеликан", занимающегося маркетинговыми и рекламными услугами на рынке недвижимости, полагает, что чаще всего покупка агентств недвижимости происходит тогда, когда собственник теряет интерес к риэлтерскому бизнесу.<BR>По мнению Сергея Сосновского, президента Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга, генерального директора агентства "Александр-Недвижимость", скупка компаний присуща риэлтерскому бизнесу в той же степени, что и другим рынкам. "С каждым годом спектр услуг, предоставляемых риэлтерскими компаниями, расширяется, -- говорит он. -- Для этого требуется хорошая материальная база, подготовка кадров. У небольших фирм недостаточно средств для активного развития. Такой механизм, как слияние компаний, выгоден для обеих фирм, поскольку они расширяют свой бизнес с точки зрения филиальной сети и технического оснащения".<BR>По данным Сергея Сосновского, слияния периодически происходят на риэлтерском рынке, но он считает, что это тенденция, присущая развитию любого бизнеса. Сегодня на рынке наиболее активно развиваются те компании, которые были образованы 5 лет назад. "Это около 30 компаний, которые занимают 70% рынка, -- говорит он. -- Небольшие вновь открывающиеся фирмы чаще всего не выживают. На сегодняшний день риэлтерские услуги в Петербурге предлагают 300 компаний".<BR>Тем не менее Сергей Сосновский подчеркивает, что ситуация на рынке в настоящее время очень стабильная, и сегодняшние слияния никак не свидетельствуют о низкой рентабельности бизнеса. Последние слияния (фактически единственные) происходили во время кризиса -- риэлтеры объединялись, чтобы удержаться на рынке.<BR>В Москве этот процесс укрупнения риэлтерского бизнеса идет давно и более активными темпами. Крупнейшие российские агентства, такие как "Миэль" и "Инком-Недвижимость", присоединяют к себе других участников рынка.<BR><BR><B>Бизнес де-факто</B><BR>Все участники рынка единодушны во мнении, что основная ценность риэлтерской фирмы -- это персонал, то есть квалифицированные, хорошо обученные агенты. По этой причине слияния на риэлтерском рынке -- единичные случаи: ведь кадровые перестановки возможны и без структурных изменений. Риэлтерские конторы практически не имеют собственной недвижимости, однако целью покупки компании может быть заинтересованность в ее офисе для развития филиальной системы.<BR>По словам Сергея Сосновского, приобретение баз данных агентства вряд ли может служить целью покупки компании, поскольку, по сути, она актуальна только в течение месяца.<BR>По мнению Максима Чернова, генерального директора агентства "Легион-Недвижимость", в данном случае нельзя говорить о слиянии компаний, поскольку масштабы их деятельности не сопоставимы (ЦАН продает около 550 объектов вторичного рынка жилья в неделю, "Фонд недвижимости" -- максимум 50). "Я думаю, что здесь больше имеют место частные симпатии Сергея Еременко к бывшему коллективу", -- считает Максим Чернов.<BR>Тем не менее Максим Чернов также предсказывает активизацию этих процессов в Петербурге, ссылаясь на московский опыт.<BR>Так, он сообщил о том, что для продвижения единой марки риэлтерской услуги планируется объединить агентства "Московский, 175" и "Легион-Недвижимость". Сегодня, по словам Максима Чернова, эти компании имеют разных учредителей, но основные менеджеры совпадают. Таким образом, можно сказать, что пока отношения между риэлтерскими фирмами в Петербурге строятся в значительной мере на основе личных связей менеджеров.