00:0017 марта 200300:00
60просмотров
00:0017 марта 2003
Российская сырная отрасль находится в кольце проблем. Тем не менее производство сыра внутри страны увеличивается из года в год.
<BR><BR>Российская сырная отрасль находится в кольце проблем. Тем не менее производство сыра внутри страны увеличивается из года в год.<BR><BR>В 2002 г. выпуск сыров в России увеличился на 25% по сравнению с 2001 г. Также вырос объем импорта. В 2002 году в Россию было ввезено 121,1 тыс. т против 108,1 тыс. т в 2001 г. Объем российского рынка оценивается в 400-450 тыс. т.<BR>За счет роста объемов производства и потребительской активности динамика рынка в 2003 году останется на уровне 2002 г. (см. табл.).<BR><BR><B>Сырный кусок</B><BR>Несмотря на сложности с сырьевой базой, российский рынок сыра привлекателен для инвесторов своим потенциалом. Ежегодно потребление сыра россиянами увеличивается примерно на 25 тыс. т.<BR>Интерес западных инвесторов в большей мере направлен на сектор плавленых, свежих и рассольных сыров, поскольку позволяет добиться быстрой оборачиваемости вложений. Кроме того качество молока, вырабатываемое в большинстве регионов, подходит для производства свежих и рассольных сыров.<BR>Рентабельность производства сыроделами не разглашается, но отмечается ее высокий уровень, особенно при производстве свежих, рассольных, плавленых, твердых и полутвердых элитных сыров. Твердый же сыр средней ценовой группы, по мнению зарубежных игроков, выгоднее экспортировать, чем производить внутри страны.<BR>В Центральном регионе уже работает несколько итальянских сыроварен, выпускающих национальные сыры, в том числе и элитные (стоимостью от 1 тыс. руб. за кг). В скором времени в Подмосковье запустят свои производства германская компания Hochland и французская Lactalis International.<BR>На Северо-Западе также возможно появление западных игроков. Нидерландская компания NMCP рассматривает вопрос о предоставлении маслодельному заводу в Новгородской области гранта на развитие сырного производства. О своих планах начать производство сыра в Ленинградской области заявила литовская компания Rokiskio suris.<BR>Кроме иностранных игроков в отрасль вкладывают и российские компании. Так, ОАО "Риф" инвестировало в Великомихайловский сырзавод, расположенный в Белгородской области.<BR><BR>Иностранцы выезжают на "Российском"<BR>В Россию сыр ввозится более чем из 40 стран; лидирующие позиции среди них занимает Германия, экспорт из которой в 2002 году увеличился на 40%. Также существенно вырос экспорт из Финляндии (см. табл.).<BR>Основными поставщиками твердых сыров на российский рынок традиционно являются украинские и белорусские предприятия, которые выпускают давно известные марки -- "Российский", "Голландский", "Пошехонский", "Костромской" и многие другие. По данным "Фонда информационных технологий", поставки украинского сыра в Россию в 2002 году в натуральном исчислении составили около 30% общего экспортного объема на сумму $57,2 млн (см. табл.).<BR>Лидирующей маркой по продажам является сыр "Российский". Около 70% этой марки на рынке представлено продукцией украинских производителей.<BR>Если из стран ближнего зарубежья везут "демократические" сыры, из Германии, Финляндии, Нидерландов -- сыры, рассчитанные на более состоятельного потребителя, то из Франции -- сыры для гурманов. Основные получатели элитных французских сыров -- рестораны.<BR><BR><B>От погоды -- к цене</B><BR>С сезонностью производства отечественных сыров и с ситуацией на мировом агропромышленном рынке связаны ценовые изменения на недорогие сыры на российском рынке. Обычно весной цены снижаются.<BR>В течение 2002 года российский рынок пережил несколько колебаний цен. Затоваренность рынка белорусскими и украинскими сырами зимой 2001-2002 гг. спровоцировала падение цен на внутреннем рынке. Природные катаклизмы в Европе стали причиной осеннего роста цен.<BR>Существенных ценовых перепадов, связанных с сезонностью, в сегменте дорогих сыров жирностью 50% не наблюдается. Падение цен в 2002 году на сыры, импортированные из стран дальнего зарубежья ("Эдам", "Гауда", "Маасдам"), связано с маркетинговыми просчетами поставщиков, не рассчитавших возможности российского рынка и заключивших контракты на высокие объемы поставок.<BR><BR><B>От цены -- к пристрастию</B><BR>При выборе сыров большинство потребителей ориентируется в первую очередь на цену. Потому основное предпочтение отдается недорогой продукции российского, украинского и белорусского производства (см. табл.).<BR>С ростом благосостояния изменяется и потребительское предпочтение. Если несколько лет назад в регионах основной спрос был на стороне отечественной продукции, то сейчас спрос переместился на более дорогие сыры европейского производства.<BR>Уровень потребления твердых сыров в России колеблется в пределах 1,5-4 кг на человека в год. С конца мая по сентябрь спрос на сыр падает. Для отечественных сыроделов это время максимальной загруженности, поскольку вырастают объемы надоев молока.<BR><BR><BR>В России производством сыра занято около 150 заводов, большая часть которых работает с 1970-х гг. Физический износ оборудования не позволяет многим предприятиям работать на полную мощность. По оценке Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, загрузка мощностей составляет не более 30%. При возможности перерабатывать до 50-100 т молока в смену суточный выпуск сыров на них не превышает 2 т.<BR>Другой проблемой отрасли является недостаточное количество сыропригодного молока и его нестабильное качество, связанное с низким качеством кормов. Несмотря на высокие показатели надоев, не все молоко может использоваться для приготовления сыров. Ежедневно на молочных комбинатах Ленинградской области получают около 1,2 тыс. т молока, что выше средних показателей по России в целом. При этом на сырные предприятия Ленобласти и Петербурга в 2002 году пришлось меньше 1% общероссийского объема производства.<BR>Производством сыра занимаются во всех регионах России. На долю Центрального и Приволжского округов приходится около 60% общего объема производства.<BR>Северо-Западный регион по своим климатическим условиям неблагоприятен для сыроделия. Тем не менее в Псковской и Новгородской областях находится несколько заводов, производящих твердые сыры. В Ленинградской области мягкие сыры выпускают Приозерский, Кингисеппский молочные комбинаты, ООО "Микеланджело", ООО "Карельское молоко". Причем сырное производство на молокоперерабатывающих предприятиях занимает второстепенное место. Так, среди продукции Лужского молочного завода на долю сыра приходится 1% (предприятие выпускает около 4 т адыгейского сыра в месяц).<BR>По производству твердых сыров жирностью 45-50% лидируют Воронежская область, Алтайский и Краснодарский края. Лидером по выпуску плавленых сыров является Московская область.<BR>