Выставочный бизнес Петербурга плывет без руля и ветрил

Изменение роли современных выставок вызвало в городе стремительный рост их числа и масштабов. Одновременно обострились проблемы участников сравнительно молодого выставочного рынка: хаотичность в организации, дублирование тем, пересечение выставок по срока

<BR><BR>Изменение роли современных выставок вызвало в городе стремительный рост их числа и масштабов. Одновременно обострились проблемы участников сравнительно молодого выставочного рынка: хаотичность в организации, дублирование тем, пересечение выставок по срокам, преобладание мелких выставок.<BR><BR>С одной стороны, это создает видимость активности выставочной деятельности. С другой -- снижает эффективность и качество выставок, дезориентирует участников, подрывает позиции уже сформировавшихся крупных экспозиций.<BR>В последние годы прослеживается четкая тенденция роста числа специализированных и узкоспециализированных выставок. Они составляют 85% от общего количества проводимых мероприятий (см. врезку: "Распределение выставок по отраслевой специализации"). Эта тенденция характерна для всего российского рынка, в том числе и Петербурга.<BR>Четкой и окончательной структуры выставочной сферы в Петербурге пока еще не существует. Иными словами, уровень и качество выставочных услуг в городе отстают от требований современного бизнеса.<BR>Отсутствуют системы координации и эффективного взаимодействия всех участников выставочно-ярмарочной деятельности: организаторов, экспонентов, посетителей.<BR>В этом обзоре "ДП" коснется прежде всего подробностей деятельности тех фирм, которые организуют выставки.<BR><BR><B>Операторы рынка</B><BR>Организаторы выставок -- это прежде всего выставочные объединения, для которых это -- основной деятельности.<BR>Их можно классифицировать по разным количественным параметрам. Среди них количество выставок, количество посетителей, число экспонентов.<BR>Как правило, членство в Союзе выставок и ярмарок (СВЯ), куда принимаются только выставочные объединения, является для организаторов важным моментом. При этом у выставок есть определенные критерии, но они ниже международных стандартов (см. врезку "О добровольной сертификации выставочных мероприятий").<BR>Важный момент успешной деятельности -- наличие у выставочного объединения собственных площадей, предназначенных или хотя бы подходящих для проведения выставок.<BR>В Петербурге только одно выставочное объединение -- ВАО "Ленэкспо" имеет собственный выставочный комплекс. Другие компании арендуют у него площади. Кроме того, в городе существует несколько площадок, которые также предоставляются под проведение выставок. Прежде всего это Манеж, Михайловский манеж и спортивные комплексы, такие, как СКК и "Юбилейный".<BR>С точки зрения посетителей и экспонентов, место проведения выставки является более важным фактором, чем имя организатора выставки. Так, в Петербурге проведение выставки в выставочных павильонах в Гавани ("Ленэкспо") является некоторой гарантией качества. Кто организует выставку -- для многих экспонентов уже второстепенный вопрос.<BR><BR><B>Вторая категория</B><BR>Следующая категория участников выставочного бизнеса -- фирмы и организации, занятые иными видами деятельности (реклама, обучение, туризм, издание справочников и т.п.), но которые в том числе организуют выставки. Они, как правило, не являются членами СВЯ и не имеют собственных выставочных площадей. Например, "Империя" (выставка "Петерфуд"), "Торговый Петербург" (выставка "Недвижимость"), "Альпийский клуб" (выставка "Лыжный салон"). Естественно, невозможно сравнивать среднестатистические данные выставочного объединения (которое за год проводит более 30 выставок) и фирмы, которая в год проводит одну узкопрофильную выставку.<BR>Еще один тип участников -- это фирмы, которые организуют не выставки, а участие экспонентов в определенных выставках.<BR>Они вообще не рассматриваются как организаторы выставок, но играют ощутимую роль в выставочных процессах.<BR>Например, фирма "Мобильные выставочные технологии" не организует выставки, она является представительством ВО "Нижегородская ярмарка" и регулярно организует коллективное участие Санкт-Петербургских предприятий в крупнейших выставках в Нижнем Новгороде. К этой категории относятся и санкт-петербургские представительства зарубежных выставочных объединений.<BR>