Областные промзоны разовьют частники

Правительство Ленобласти пошло по петербургскому пути создания агентств развития территорий

<BR><BR><B>Правительство Ленобласти пошло по петербургскому пути создания агентств развития территорий</B><BR>Правительство Ленинградской области объявит в марте конкурс на право отбора девелоперской компании, которая займется развитием промышленной зоны в городе Светогорске -- на границе с Финляндией. В дальнейшем частным компаниям под развитие будет передано еще около полутора десятков зон в разных частях Ленинградской области.<BR><BR>По сути, Ленобласть решила пойти по тому же пути, по которому уже не первый год идет Петербург, -- осваивать земли при помощи специальных агентств территориального развития. У Петербурга пока особых успехов на этом поприще не наблюдается. Более или менее удачно привлекают средства в развитие больших массивов земли лишь государственные компании -- чаще всего это деньги мировых банков, выданные под гарантии правительства страны, либо бюджетные средства.<BR><BR><B>Только местные</B><BR>Решение о проведении конкурса утверждено Постановлением губернатора Ленобласти 3 февраля 2003 года №20-пг. Разработкой конкурсной документации поручено заняться Комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области -- документы должны быть готовы к началу марта 2003 года. Тогда же планируется объявить сам конкурс. Претенденты будут бороться за освоение территории площадью 134 га. К развитию зоны может быть допущена только компания, зарегистрированная не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а также имеющая филиалы или представительства на территории Ленинградской области или Петербурга.<BR><BR><B>Ждут серьезных людей</B><BR>Как сообщил заместитель председателя Комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области Сергей Куклин, в ближайшее время такие же конкурсы будут объявлены еще по 14 районам Ленобласти. Среди районов, в которых предполагается развивать промзоны, -- Выборгский, Гатчинский и др.<BR>"Разработкой проектов этих зон по заданию правительства Ленобласти занимался "Проектный институт №1". Пилотным станет Светогорск -- тема развития приграничной территории муссируется давно, уже несколько лет. Интерес к ней проявляют серьезные компании, поэтому есть все основания полагать, что там удастся создать серьезный технопарк. Сейчас это совершенно пустая территория", -- пояснил Сергей Куклин.<BR><BR><B>В Москву, по-любому</B><BR>Как сообщили в администрации города Светогорска, среди компаний, проявлявших интерес к проекту еще несколько лет назад, была компания Skanska. "Мы вообще-то представляли все несколько иначе. Существовала такая идея российско-финского индустриального комплекса. Этой территории, которая вплотную примыкает к разделительной полосе между Финляндией и Россией, предполагалось придать особый экономический статус -- такой, как на Дальнем Востоке придали Находке, находящейся на границе России и Кореи. Мы хотели предоставлять инвестору первые 2 года работы полные налоговые освобождения. Проблема заключалась в том, что приграничные земли находятся в ведении Федерации. То есть все согласования надо получать в Москве. Поэтому идея с конкурсом, на мой взгляд, может и не сработать. Все равно победителю придется все утрясать в столице. Кроме того, под промзону отведена территория, занятая сейчас лесами первой категории. Они тоже находятся в федеральном ведении. То есть ко всем проблемам добавляется еще и эта", -- заявил представитель администрации Светогорска, попросивший не называть его имени.<BR>Как сообщил первый вице-президент Skanska East Europe Oy Артту Сеппянен, о конкурсе его компания ничего не слышала. "Я пока ничего не могу сказать о том, будем мы принимать в нем участие или нет. Прежде чем участвовать в подобных мероприятиях, мы проводим тщательный анализ ситуации", -- заявил он.<BR><BR><B>Давно хотят, но не выходит</B><BR>Развивать территории при помощи частной организации, получающей от этого коммерческую выгоду, администрация Петербурга пытается уже не первый год. Однако пока более или менее успешно подобные проекты удавалось реализовывать лишь государственным организациям. Еще в середине 1990-х годов в городе стали появляться агентства развития территорий. Опыт их работы спустя какое-то время был признан неудачным, но в 2000 году КУГИ вновь возродило институт АРТ -- сейчас город также передал или передает обширные городские земли примерно 15 агентствам. В том числе в рамках программы АРТ развиваются территории под промышленное строительство -- например, технопарк в Ржевке создает компания Skanska.<BR>В мае 2001 года ООО "Северо-Западный ТехноПарк", дочерняя компания финляндской North-West TechnoPark Oy, начало проект развития территории на Кубинской ул., 73. Там располагаются полуразрушенные промышленные здания.<BR>Финляндские бизнесмены пообещали привести в порядок 18,4 га земли, оснастить территорию всей необходимой инфраструктурой, инженерными коммуникациями, а затем сдать участки земли в аренду инвесторам под строительство различных объектов -- сервисных станций, промышленных производств, автостоянок и пр. Однако сейчас от комментариев по поводу проекта в компании отказались, заявив, что "новостей нет и рассказывать нечего". Не могут похвастаться грандиозными успехами другие девелоперы городских территорий.<BR>Государственным агентством развития территорий можно считать ГУ "Центр по работе с кредитами банков" (ЦРКБ). В 1997 году организация завершила инженерную подготовку территории в кварталах 74А Каменки и 21Г Коломяг, а затем распродала благоустроенную землю на земельных аукционах. Но проект проводился в рамках Жилищного проекта РФ, за счет средств кредита Всемирного банка (он предоставлялся под гарантии Правительства РФ). Уже при реализации следующего проекта, развития деловой территории "Пулково-3", у ЦРКБ возникли сложности с поиском инвестора для развития территорий. В результате работы стали финансировать из бюджета города.<BR>Есть опыт развития территорий при помощи государственных структур и у Ленинградской области. ОАО "Кольцевая автомобильная дорога -- Ленобласть" (КАД-Л), узаконенное Распоряжением областного правительства №7-о от 16 января 2002 года, выступает организатором застройки и использования земель в районе прохождения основных автомобильных дорог на территории Ленобласти. Заместитель председателя Комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области Сергей Куклин заявил, что сейчас в КАД-Л поступила масса заявок на размещение объектов всевозможного назначения. То есть успешно развивают территории и в Петербурге, и в Ленобласти лишь те компании, которые обладают необходимым административным ресурсом.<BR>Единственным успешным примером развития территории частной компанией можно назвать проект ОАО "Компания "Усть-Луга". Функции управляющей компании по реализации этого проекта были переданы ОАО на основании контракта, подписанного с Министерством транспорта РФ. Правда, и здесь правительство Ленобласти в лице Комитета по управлению государственным имуществом вошло в состав акционеров этой компании, хотя и без контрольного пакета акций. Согласно условиям контракта с Минтрансом, ОАО "Компания "Усть-Луга" предоставляется право самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации одноименного Морского порта с привлечением государственных и частных инвестиций.<BR>