Аудитор готовится к наступлению на банки

На петербургском рынке аудита и консалтинга финансовых организаций в наступившем году ожидается передел сфер влияния.

<BR><BR>На петербургском рынке аудита и консалтинга финансовых организаций в наступившем году ожидается передел сфер влияния.<BR><BR>Местное подразделение международной аудиторско-консалтинговой группы BDO International, ЗАО "БДО Руфаудит-Петербург", строит агрессивные планы по увеличению выручки в 3 раза, с $1 млн до $3 млн. При этом, по прогнозу генерального директора ЗАО Зорины Мысковой, доля услуг финансовым институтам (банкам, страховым и инвестиционным компаниям, а также негосударственным пенсионным фондам) в общей выручке увеличится с 20% минимум до 40-45%.<BR><BR><B>Московский ресурс</B><BR>Усиление своей компании Зорина Мыскова связывает с появлением в декабре 2002 года ЗАО "БДО ЮниконРуф". Эта компания была создана в результате объединения ЗАО "БДО Руфаудит", бывшего до недавних пор эксклюзивным представителем BDO International в России, с крупнейшей российской аудиторской фирмой -- ЗАО "Юникон/МС Консультационная группа". По данным журнала "Эксперт", в 2001 году "Юникон/МС" был лидером по совокупной выручке от аудиторско-консалтинговой деятельности среди российских аудиторов с показателем 570,8 млн рублей (примерно $20 млн). Эта сумма сравнима с объемом всего петербургского рынка подобных услуг.<BR>По словам Зорины Мысковой, "Юникон/МС" в числе прочего силен в продаже и обслуживании программ для бухгалтерского и налогового учета, а также в области банковского аудита. В частности, "Юникон/МС" несколько лет проводил аудит Банка России. Отчетность Центробанка за 2002 год, согласно решению Национального банковского совета, будет подтверждать ЗАО "БДО ЮниконРуф".<BR><BR><B>Закрытый рынок</B><BR>Опрошенные "ДП" специалисты о возможности передела петербургского рынка аудиторско-консалтинговых услуг говорят осторожно либо не говорят вовсе. Прежде всего потому, что контуры этого рынка весьма размыты. Аудиторы, призванные содействовать информационной прозрачности проверяемых компаний, сами отличаются крайней закрытостью.<BR>Местные подразделения известных международных компаний, которые, без сомнения, играют заметную роль на петербургском рынке, масштабы своей деятельности никак не афишируют. Так, управляющий партнер ЗАО "KPMG-Санкт-Петербург" Линдсей Эллвуд в ответ на просьбу "ДП" оценить перспективы роста рынка аудиторских и консалтинговых услуг и, в частности, выручки KPMG в Петербурге, ответил банальностью: "Своей основной целью наша компания ставит оказание качественных услуг клиентам на достойном конкурентном уровне". А в ЗАО "PricewaterhouseCoopers Audit" обращение "ДП" и вовсе проигнорировали. Эти две компании отказываются предоставлять данные и для рейтинга "ДП" (см. №99/2002, www.dp.ru).<BR>Не менее закрыты и некоторые петербургские аудиторы. Например, ООО "Петербургский банковский аудит", подтверждающее годовые отчеты многих петербургских банков и даже входящее в Ассоциацию банков Северо-Запада (АБСЗ), также отказывается рассказывать о своем бизнесе журналистам. Президент АБСЗ Владимир Джикович считает, что петербургских банкиров устраивает качество услуг Петербургбанкаудита в части российского бухучета, раз они из года в год пользуются услугами этой компании. "Зачастую крупные и средние банки привлекают для аудита компании с мировым именем, в основном из "большой четверки" (в "четверку", которая до скандала с Andersen была "пятеркой", входят компании PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, KPMG и Ernst&Young. -- А.П.). Банки прибегают к такому аудиту, когда им нужно выйти на международный рынок или провести эмиссию ценных бумаг. Не думаю, что такой подход к аудиту в ближайшее время изменится. Впрочем, если какой-либо аудитор сможет убедить банкиров в том, что качество его услуг и статус на международном рынке не уступают "большой четверке", а цены ниже, он, возможно, сможет привлечь финансистов", -- говорит Владимир Джикович.<BR><BR><B>Переходящие клиенты</B><BR>По мнению Юрия Воропаева, генерального директора ЗАО "Маркетинг. Консалтинг. Дизайн" (МКД), переход клиентов от одного аудитора к другому -- дело нормальное, и особых конфликтов в профессиональной среде, как правило, не вызывает. Юрий Воропаев допускает, что кто-то из его клиентов в Петербурге уйдет на обслуживание к "БДО ЮниконРуф". "У нас более 400 клиентов. Всех не укараулишь", -- рассуждает он. По словам Юрия Воропаева, МКД, в свою очередь, доводилось принимать на обслуживание московских клиентов "Юникона".<BR>Генеральный директор МКД прогнозирует увеличение выручки своей компании в 2003 году до $4-5 млн по сравнению с $3 млн в прошедшем году. Рост должен произойти в основном за счет клиентов из Москвы и других регионов России. В Петербурге же, по оценке Юрия Воропаева, бизнес аудиторских компаний вырастет незначительно. "Рынок консультаций и аудита тесно связан с привлечением частных инвестиций. А в Петербурге такие инвестиции в последнее время не растут", -- категоричен он.