Поселок Бронка манит перевозчиков

Компании Maersk Sealand (Дания), один из крупнейших в мире судовладельцев, и Finnlines (Финляндия) начали работу по созданию нового морского района в п. Бронка (Ломоносовский район). Предыдущие многолетние попытки Maersk Sealand "прописаться" на Финском з

<BR><BR>Компании Maersk Sealand (Дания), один из крупнейших в мире судовладельцев, и Finnlines (Финляндия) начали работу по созданию нового морского района в п. Бронка (Ломоносовский район). Предыдущие многолетние попытки Maersk Sealand "прописаться" на Финском заливе в портах Кронштадта и Усть-Луги потерпели крах.<BR><BR>Пока в обеих компаниях не спешат афишировать этот проект. Но в Комитете по внешним связям администрации Петербурга (КВС) подтвердили планы иностранных перевозчиков. "Есть намерения компаний, -- рассказывает Кирилл Авдеев, начальник управления внешнеэкономических связей КВС. -- Сейчас идут предпроектные работы". Территориально новый морской терминал предполагается разместить в непосредственной близости от нефтебазы ООО "Несте Санкт-Петербург" (дочерняя компания финляндского концерна Fortum). В "Несте СПб" также подтвердили желание Maersk Sealand и Finnlines построить грузовую зону. У "Несте СПб" были планы организовать доставку нефтепродуктов на базу морским путем. Но, как сообщили специалисты компании, рытье судоходного канала оказалось слишком дорогим проектом, и пока нефтепродукты завозятся железнодорожным транспортом.<BR><BR><B>Грузы и нефть</B><BR>Maersk Sealand является торговой маркой для услуг по доставке контейнерных грузов датской группы A.P. Moller Group. Основой группы, созданной в начале прошлого века, являются две датские судоходные компании Dampskibsselskabet Svendborg и Dampskibsselskabet af 1912. Последние в равных долях напрямую или косвенно владеют остальными структурами группы.<BR>В A.P. Moller Group работают более 60 тысяч человек более чем в 100 странах мира. Общий флот группы состоит из примерно 250 судов с общей грузоподъемностью 12 млн тонн. Количество контейнеров превышает 800 тысяч.<BR>Основной деятельностью группы является разнообразная перевозка грузов (контейнерная, танкерная и пр.). Развивая профильный бизнес, датская группа совершала многочисленные поглощения. В 1999 году за $800 млн был присоединен бизнес по доставке контейнерных грузов Sea-Land Service, Inc., после чего компания прочно заняла одно из лидирующих мест в мире.<BR>Бизнес Maersk Sealand и других подразделений по судоходной доставке грузов в последнее время испытывает некоторое проблемы. В прошлом году было заявлено об ожидаемом снижении доходов и получении убытка от данной деятельности.<BR>Более стабильно развивается деятельность по добыче нефти и газа. Разведка и добыча нефти в Северном море A.P. Moller осуществляет совместно с нефтяными компаниями Shell и Texaco. Деятельность группы распространяется на постройку судов, авиаперевозки, информационные технологии и пр.<BR>В России Maersk Sealand присутствует с 1990 года, когда компания Sea Land начала работу в Петербурге. Сейчас компания предоставляет услуги по доставке контейнерных грузов из европейских и дальневосточных перевалочных портов с использованием собственных фидерных судов. Дальнейшая транспортировка по суше осуществляется при участии дочерних компаний: ICT, занимающейся автомобильными перевозками, и ТСЭС (Транссибирский Экспресс Сервис) (железнодорожные перевозки).<BR><BR><B>Грузы и порты</B><BR>Финляндская Finnlines Group является одной из крупнейших в Европе компаний по перевозке грузов. Группа предоставляет услуги по перевозке грузов в Балтийском море между Финляндией и Швецией, Польшей, Германией и Скандинавией, а также в Северном море между портами Финляндии и других европейских стран. Finnlines занимается и перевозкой пассажиров.<BR>В 2001 года Finnlines за 10 млн евро выкупила полный контроль над компанией Team-Lines, расположенной в Гамбурге и являющейся одним из лидирующих операторов фидерных перевозок контейнерных грузов в Северной Европе.<BR>Флот этой компании состоит из более чем 20 судов, перевозящих грузы из Гамбурга и Бремерхавена в порты Скандинавии, Латвии, Литвы, Польши и России. Сама Finnlines также является оператором нескольких портов в Хельсинки, Турку и других городах Финляндии.<BR>В Петербурге Finnlines присутствует как через услуги Team-Lines, так и через паромную линию TransRussia Express. Этой линией финны владеют и управляют совместно с петербургским ЗАО "Балтийские транспортные системы". С 1997 года паромы ходили в Петербург из германского порта Киль, однако недавно линия была переведена в Любек.<BR><BR><B>Прошлые попытки</B><BR>Ранее в прессе сообщалось о возможностях компании Maersk Sealand организовать грузовые зоны в портах Кронштадт и Усть-Луга. В итоге инициатор строительства кронштадтского портового комплекса -- ООО "МОБИ ДИК" -- подключил к реализации проекта голландскую компанию SCL Benelux (см. "ДП" №147/02, www.dp.ru).<BR>Долгое время Maersk вел переговоры с ОАО "Компания Усть-Луга" о создании контейнерного терминала в строящемся порту Усть-Луга. "Компания Усть-Луга" под реализацию этого проекта создала ОАО "Росконтейнертерминал". Грузооборот терминала должен составить до 3,5 млн тонн в год, в том числе первая очередь -- 1 млн тонн. Стоимость проекта -- около $40 млн.<BR>"В стратегические планы Maersk входит отход от фидерных перевозок и строительство полномасштабного терминала, который будет являться логистическим центром по фидерным перевозкам на Балтике, -- завлял в 2002 году Валерий Израйлит, генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга". -- Грузы будут доставляться не из Таллина или Котки, а, наоборот, сначала в Усть-Лугу, и затем в Котку или Таллин. Последние события переговорного характера подтверждают, что этому альянсу быть". Однако в конце 2002 года Валерий Израйлит неожиданно объявил, что ОАО "Компания Усть-Луга" продало 74% акций ОАО "Росконтейнертерминал" российской компании "Национальная контейнерная компания" (Москва) и германской компании-оператору Evrogeit. Учредители "Национальной контейнерной компании" -- First Quantum (UK) Ltd. и ЗАО "Северстальтранс" -- являются совладельцами ЗАО "Первый контейнерный терминал" в морском порту Санкт-Петербурга.<BR><BR><B>Ломоносов ждет</B><BR>Проект компаний Maersk Sealand и Finnlines может вписаться в программу развития прибрежной территории Ломоносовского административного района. На этой неделе данной программе было посвящено совещание у губернатора Владимира Яковлева. В Смольном считают, что прибрежная зона Финского залива возле Ломоносова (более 11 км) очень перспективна. В настоящее время она, по мнению чиновников, используется крайне неэффективно.<BR>К настоящему времени подготовлено несколько инвестиционных предложений, реализация которых может превратить Ломоносов в крупный транспортный центр.<BR>В частности, в Ломоносове проект строительства терминала по перевалке битума уже реализует ООО "Нинас Балтик" (подразделение шведского концерна Nynas AB). У компании на подготовку всех документов и получение всех согласований ушло 4 года (см "ДП" №6/2000, www.dp.ru). Инвестиции в проект составят $5 млн. Битумный терминал планируется разместить на территории площадью 14,6 тыс. м2, примыкающей к западной части военной гавани города Ломоносова.<BR>В конце 2002 года администрация Петербурга позволила ЗАО "Янтарь" провести в Ломоносове изыскательские работы, где компания планирует построить морской торговый порт. Об этом проекте руководство "Янтаря" в течение последних лет говорило неоднократно, но планы по его реализации постоянно срывались (см. "ДП" №217/02, www.dp.ru).<BR>Подробности переговоров с инвесторами представители компаний держат в секрете. Однако, по данным "ДП", речь идет об одном из европейских пенсионных фондов. Инвестиции в проект по разным данным составляют от $211 млн до $300 млн.