00:0020 января 200300:00
22просмотров
00:0020 января 2003
Небольшая петербургская компания FireGlow Games, производитель компьютерной игры "Противостояние" (в международной версии -- Sudden Strike), в полном составе переехала на средиземноморский остров Кипр. Такая ситуация уникальна для российского рынка. Ранее
<BR><BR>Небольшая петербургская компания FireGlow Games, производитель компьютерной игры "Противостояние" (в международной версии -- Sudden Strike), в полном составе переехала на средиземноморский остров Кипр. Такая ситуация уникальна для российского рынка. Ранее российские программисты перемещались по миру в индивидуальном порядке.<BR><BR>Топ-менеджмент FireGlow Games пока не раскрывает причины, подвигшие их на смену адреса, ссылаясь на сильную занятость при обустройстве на новом месте. За рубеж перебралось 20 специалистов компании с семьями. В прошлом, 2002 году в России было реализовано примерно 300.000 дисков с игрой "Противостояние" на общую сумму около $1 млн.<BR>На Кипре владельцы FireGlow сняли для сотрудников "облегченные кондоминиумы" (небольшие 2-3 комнатные квартиры в домах коттеджного типа), которые находятся недалеко от офиса.<BR>Весь состав фирмы получил вид на жительство на Кипре и соответствующие документы, дающие право на работу. В настоящий момент офис компании обустраивается, ожидается, что все организационные моменты будут решены в течение 2 ближайших недель.<BR>На острове существуют три частные русские школы с небольшими классами по 5-6 человек, русский канал ТВ, газета. Цены на продукты питания в супермаркетах аналогичны российским. Зарплата у сотрудников FireGlow после переезда на новое место увеличена примерно в 2 раза.<BR>По неподтвержденным пока данным, небольшая часть специалистов компании осталась в Петербурге, где будут набираться новые сотрудники для дальнейшей работы и в России.<BR><BR><B>Мнение специалистов</B><BR>Заместитель начальника налогового отдела АКГ "Прайм Эдвайс" (петербургской консалтинговой фирмы, специализирующейся в том числе и на консультациях по ведению бизнеса на Кипре) Светлана Демьянова никогда не слышала о том, чтобы на Кипр переезжали целой фирмой. "В основном едут отдельные граждане, стремящиеся стать резидентами и получить статус, купить недвижимость", -- рассказывает она. Как считает Светлана Демьянова, поводами для переезда на Кипр средней российской фирмы, производящей интеллектуальный продукт, могут быть несколько факторов. В первую очередь, законодательство по защите авторского права на Кипре создает гораздо более благоприятные условия для деятельности такой компании, кроме того, налогообложение на Кипре, несмотря на недавние изменения, по-прежнему остается более льготным, чем в других европейских странах и в России.<BR>Помимо экономических выгод резидентство на Кипре может положительно отразиться на статусе фирмы: в ближайшее время Кипр вступит в Евросоюз, что автоматически поднимет международный статус кипрских компаний и снизит риски для их иностранных контрагентов, в частности страновой кредитный риск. Статус позволит повысить и цены на услуги, а это, в свою очередь, принесет дополнительную прибыль.<BR>Для частных лиц вступление Кипра в Евросоюз позволит не только свободно перемещаться по европейскому континенту, но и создаст в целом более благоприятный визовый режим. "Также, возможно, сотрудники и владельцы фирмы хотят расширить бизнес или купить на Кипре недвижимость, -- говорит Светлана Демьянова. -- Став резидентами Кипра, им будет гораздо проще это сделать. В среднем квартиры на острове стоят $200-400 тыс".<BR>"Такую операцию можно провести только с малочисленной по составу фирмой, -- считает Павел Васильев, президент группы компаний "АстроСофт". -- Причин для такого маневра может быть несколько. Во-первых, льготная система налогообложения на Кипре, которая резко повышает рентабельность бизнеса, а во-вторых, желание "привязать" (стабилизировать) своих сотрудников. Я знаю команды программистов, которые работают по аналогичной схеме в Чехии и Норвегии. Причины для этого переезда, скорее всего, субъективные, чем объективные. Здесь надо различать ситуацию и тенденцию".<BR>"Когда речь идет об оффшорном программировании, то заработная плата программистов попадает в переменную составляющую расходов компании, -- рассуждает Андрей Федоров, генеральный директор ЗАО "Диджитал Дизайн". -- Если же компания делает продукт на заказ, как в случае с производством компьютерных игр, то зарплата является постоянной составляющей. Если продажи продукта высоки, то уровень зарплаты можно поднять, можно изменить и качественный уровень компании. Я сомневаюсь, что владельцы поменяли прописку из-за величины российских налогов. Они не на много выше, чем в Европе".<BR><BR><B>Большой германский друг</B><BR>Компания FireGlow является только разработчиком Sudden Strike. Эксклюзивные права на эту игру были проданы крупнейшей германской издательской компании CDV (одному из ведущих игроков Европы), которая специализируется на продвижении развлекательных, информационных и обучающих компьютерных программ.<BR>По словам Александра Дмитревского, заместителя генерального директора московской фирмы Nival Interactive (компания, так же как FireGlow, является партнером CDV), отношения между создателем компьютерных игр и издателем строятся следующим образом.<BR>"Издатель берет на себя две основные функции -- финансирование разработки, а также дистрибуцию и маркетинг, -- рассказывает Александр Дмитриевский. -- Вторую функцию издатель выполняет всегда, а финансовые условия зависят в основном от того, на каком этапе разработки издатель предоставляет финансирование. Чем ближе к концу разработки проекта это происходит, тем более выгодные условия может получить разработчик за счет снижения риска издателя".<BR><BR><B>Игрушечный бизнес</B><BR>Компания CDV Software Entertainment AG работает на рынке с 1989 года, специализируясь на дистрибуции, издании и производстве компьютерных игр. Компания расположена в Карлсруэ, Германия. Также имеются издательское подразделение в Лондоне и дочерняя компания в Лос-Анджелесе. Владельцами контрольного пакета являются Вольфганг Гэблер и Кристина Опперманн, основатели CDV. Персонал компании насчитывает около 150 человек.<BR>За 9 месяцев 2002 года общий объем продаж CDV составил 20,3 млн евро, что на 7% выше уровня прошлого года. Продажи в Германии приносят компании около 45% доходов. Осенью компаниия была вынуждена сообщить о невозможности достигнуть ранее объявленной цели по увеличению продаж за год до 36 млн евро из-за отложенного выпуска на рынок нескольких компьютерных игр.<BR>Консолидированная чистая прибыль компании за 9 месяцев упала почти в 7 раз, до 230 тысяч евро. Акции компании, торгующиеся на германском фондовом рынке, не избежали общей для высокотехнологичных компаний негативной тенденции. За год котировки упали с 23 до менее чем 6 евро. Рыночная стоимость CDV в настоящее время составляет около 9,5 млн евро.<BR>В течение последних 2 лет CDV является крупнейшим издателем игр верхнего ценового диапазона в Германии для персональных компьютеров в Германии.<BR>Стратегия компании заключается в издании программных продуктов, разработанных другими компаниями, так как собственное производство требует высоких инвестиций.<BR>Хотя бизнес компании включает работу с обучающими и информационными программными продуктами (переводчики, энциклопедии и т.д.), наибольший успех CDV принесли компьютерные игры.<BR>Начав с издания таких популярных игр, как Doom и Duke Nukem, CDV в последнее время сосредоточилась на продаже продуктов, разработанных российскими компаниями.<BR>Только первые версии Sudden Strike и Cossacs ("Казаки" в русском варианте) продавались тиражами в сотни тысяч копий. В результате в декабре 2001 года CDV заключила контракт на производство и издание Sudden Strike-2 c Fireglow на сумму $2 млн.<BR>В марте прошлого года компания заключила контракт на производство двух игр (American Conquest и Сossacks II) и трех дополнений к играм с украинской компанией GSC Game World Ltd. Общая стоимость этого контракта составляет $2,3 млн.<BR>В германской компании ситуацию с Fireglow оценивают спокойно. По словам Йоханнеса Фридриха, директора по лицензированию CDV, бизнес с российской компанией идет как обычно, с разными колебаниями, как и было в последние 4 года. "Все наши контракты с Fireglow (по Sudden Strike I/II и дополнению к Sudden Strike I) являются действующими и по-прежнему работают отлично", -- говорит Йоханнес Фридрих.<BR>Отвечая на вопрос о возможных причинах переезда российских разработчиков, он указал, что сотрудничество CDV и Fireglow по большей части базировалось на переговорах по электронной почте и телефону, поэтому изменение места работы программистов не имеет никакого влияния на бизнес двух компаний. Йоханнес Фридрих также отметил, что помимо всего Fireglow была изначально юридически зарегистрирована на Кипре.<BR><BR><B>"Противостояние" на родине</B><BR>Эксклюзивными правами на распространение игр Sudden Strike и Sudden Strike II ( в России издается под названием "Противостояние III" и "Противостояние IV") на территории бывшего Советского Союза обладает московское ООО "Руссобит Паблишинг" (торговая марка "Руссобит-М").<BR>"Мы купили это право у компании CDV, -- говорит Вячеслав Плотников, вице-президент по развитию бизнеса компании "Руссобит-М". -- По продажам в России эта игра входит в десятку лидеров. В прошлом году мы реализовали более 300 тыс. CD с этими играми".<BR>С учетом розничной цены общий объем продаж этих игр в РФ составил около $1 млн. Эта цифра -- продажи только легальных CD без учета пиратского рынка. Вячеслав Плотников затруднился назвать возможные причины, подвигшие FireGlow на смену прописки.<BR>"По моему убеждению, заниматься разработками компьютерных игр в России выгоднее, -- считает он. -- Не исключаю, что компания переехала лишь по причине желания улучшить качество жизни сотрудников".<BR><BR><B>Потенциал рынка</B><BR>По оценкам специалистов Nival Interactive, в прошлом, 2002 году оборот российского розничного рынка компьютерных игр составил около $45-50 млн, что почти вдвое больше оборота 2001 года. "По нашим прогнозам, объем рынка тиражируемого развлекательного ПО вырастет в 2003 году на 50%, -- говорит Александр Дмитриевский. -- А объем рынка разработки увеличится на 75%.<BR>Количество участников рынка разработки выросло за 2002 год почти в 3 раза.<BR>В этом году состоится первая в истории России Международная конференция разработчиков компьютерных игр (КРИ).<BR>Ее задачи -- укрепление имиджа и популяризация российской индустрии компьютерных игр, укрепление бизнес-связей между участниками рынка, обмен новыми технологиями и опытом, налаживание контактов между российскими и западными разработчиками".<BR>