Бананы зреют по законам логистики

Пара дней просрочки, и торговое предприятие несет многомиллионные убытки. Оптимизация движения товарных потоков между терминалами и внутри складов -- одна из главных задач для компании, занимающейся реализацией скоропортящихся продуктов.

<BR><BR>Пара дней просрочки, и торговое предприятие несет многомиллионные убытки. Оптимизация движения товарных потоков между терминалами и внутри складов -- одна из главных задач для компании, занимающейся реализацией скоропортящихся продуктов.<BR>Компания "Джей Эф Си" занимается поставкой, хранением и распределением фруктов и овощей. Соотношение по позициям: бананы -- 60%, цитрусовые -- 30%, яблоки -- 5%, груши -- 4,5%. При этом обеспечивается полный технологический цикл обработки фруктов и овощей, прежде чем они попадают в потребительскую корзину. Весь закупленный товар должен быть продан в кратчайшие сроки, ведь речь идет о "скоропорте" (свежие фрукты и овощи). Общая площадь складских помещений -- 42.000 м2.<BR>Основной объем фруктов и овощей поступает в Россию через петербургский и новороссийский порты. Компания располагает крупной распределительной сетью из восьми терминалов в крупнейших регионах России. Основной задачей компании является эффективное распределение продукции по стране. Товар распределяется между всеми терминалами компании в зависимости от планируемых объемов продаж и направляется в регионы России автомобильным и железнодорожным транспортом.<BR>Терминал имеет от одного до трех складов. Головной терминал расположен в Петербурге (из-за близости к петербургскому порту), три терминала -- в Москве, по одному -- в Самаре, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске. Терминалы представляют собой крытые производственные здания с заасфальтированными подъездными путями и погрузочными площадками. Складские площади оснащены оборудованием европейских производителей: Carel, Bitzer, Fincoil, Roltex Came, Nordоor, Hayster.<BR><BR><B>Снизили издержки</B><BR>В основном товар перемещается автомобильным транспортом (около 80-90%), т.к. фуры прибывают к месту назначения примерно на день быстрее, чем поезда. После прибытия товара на склад товар сразу маркируется. Два года назад в ЗАО "Джей Эф Си" хотели внедрить систему штрих-кодирования, однако из-за очень большого товаропотока это занимало слишком много времени, поэтому пришлось отказаться от такой системы.<BR>На данный момент ежедневный грузопоток на петербургском терминале составляет порядка 700 тонн фруктов и овощей. Для учета и планирования товародвижения специалистами компании была на базе программного обеспечения "1С Бухгалтерия 7.7" разработана и внедрена комплексная система складского учета и логистики. Система работает в режиме он-лайн, что позволяет оперативно получать информацию из регионов. В рамках этой информационной системы каждый месяц разрабатывается план, который включает в себя планирование объема поступления товара на склад и объема реализации товара. Систему внедрили в 1998-1999 годах, она адаптировалась и дорабатывалась собственными специалистами "Джей Эф Си". Рабочих мест во всех регионах -- 250, в Петербурге -- 150. В сеть объединены все терминалы компании. "За счет внедрения эффективной системы складского учета и логистики, а также за счет современной технической оснащенности терминалов издержки на складирование с 2000 года понизились приблизительно на 15%", -- утверждает генеральный директор ЗАО "Джей Эф Си" Андрей Афанасьев.<BR><BR>"Банано-газ"<BR>Для внутрискладской логистики используется разнообразная погрузочная техника, основу которой составляют газовые погрузчики английской фирмы Hayster. На петербургском терминале работают 20 погрузчиков.<BR>По прибытию товара на склады фрукты и овощи помещаются в специальные камеры хранения. Холодильное оборудование с варьируемыми температурным и влажностным режимами позволяет обеспечивать максимальную сохранность товара. Например, для бананов оптимальным температурным диапазоном хранения является 13-14 шС, а для картофеля -- около 2 шС.<BR>Технология хранения бананов совсем не такая, как у других видов фруктов и овощей. Для своевременного и равномерного созревания бананов необходим процесс газации. Она дает возможность выровнять эти процессы и самое главное -- управлять ими. Раньше, когда только начались поставки бананов в Россию и не было соответствующих технологий для их дозревания, бананы привозили в зеленом виде (другими их привести невозможно, т.к. бананы идут из Латинской Америки через океан, а это занимает примерно 3 недели). Бананы дозревали сами и неравномерно, а иногда так и оставались зелеными.<BR>По прибытию бананов на склад их помещают в камеры хранения, где поддерживается определенная температура и влажность (12-14 шС, 85-95%), бананы находятся в герметичной полиэтиленовой упаковке и в картонной коробке на паллетах (одна паллета -- 30, 35, 40, 45 коробок). Далее коробки с бананами вынимают из камеры хранения и помещают в камеры для проведения газации. В компании используется специальная компьютерная программа Proba (Голландия) для газации бананов, в ней можно установить нужное время газации и желаемую степень зрелости банана.<BR>Камеры герметично закрываются, в них бананы сначала нагреваются воздухом до определенной температуры (продолжительность цикла -- около 8 часов), затем в воздух добавляют "банано-газ" (5% -- этилен, 95% -- азот).<BR>"Банано-газ" -- это аналог природного вещества, который выделяет банан во время дозревания естественным путем, и абсолютно безопасен для потребления; данный цикл составляет около 24 часов. От воздействия температуры и газовой среды банану дается "толчок" к созреванию.<BR>После воздействия "банано-газа" бананы вентилируются для удаления остатков газа и охлаждаются (продолжительность 24 часа). Общий цикл газации занимает от 3 до 8 дней (в зависимости от выбранной программы газации). За качество процесса отвечает технолог-газатор, который в зависимости от состояния бананов, времени года и степени зрелости, которую нужно получить, выбирает программу газации. Всего в ЗАО "Джей Эф Си" на всех терминалах 86 камер газации, в Петербурге -- 42. Один такой банановый склад может стоить $4-6 млн.<BR><BR><B>Розничные сети</B><BR>Все терминалы оборудованы погрузочными местами, в том числе регулируемыми по высоте, что позволяет эффективно обслуживать разнообразный автомобильный транспорт. Часть терминалов оборудована железнодорожными эстакадами.<BR>Например, в Петербурге механическая секция подается локомотивом непосредственно во внутренние помещения склада. Терминалы компании представляют собой складские комплексы с удобными подъездными путями. Все межскладские пространства заасфальтированы и хорошо освещены, что позволяет отгружать продукцию в любое время суток.<BR>"Компания намерена активно работать с розничными сетями, которые сейчас ускоренно развиваются и в краткосрочной перспективе займут значительную долю в общем розничном обороте. Уже сейчас на базе московского терминала организован распределительный центр для одной из московских сетей "Копейка", опробованы фасовочные мощности (розничный потребитель предпочитает удобно зафасованный товар), и компания намерена двигаться в этом направлении и дальше", -- сказал Андрей Афанасьев.<BR>