Торговые сети требуют специальной упаковки товара

Петербургские сети магазинов-дискаунтеров продолжают снижать свои издержки на организацию торговли. Один из ресурсов -- уменьшение расходов на прием и складирование поставляемых товаров. Для этого торговцы предъявляют к поставщикам определенные требования

<BR><BR>Петербургские сети магазинов-дискаунтеров продолжают снижать свои издержки на организацию торговли. Один из ресурсов -- уменьшение расходов на прием и складирование поставляемых товаров. Для этого торговцы предъявляют к поставщикам определенные требования.<BR>Например, поставщиков круп и риса торговые сети обязали привозить товар уложенным на паллетах (специальные поддоны, позволяющие все погрузочно-разгрузочные работы производить при помощи автопогрузчиков и электрокаров). Укладка товара на паллеты позволяет загрузить машину за 40 минут вместо 3-4 часов в режиме ручной погрузки, когда товар лежит только в коробках.<BR>В объеме реализации крупнейшего поставщика фасованных марочных круп ЗАО "Группа Ангстрем" доля поставок для сетей по СПб уже превысила 31%. По прогнозам председателя совета директоров ЗАО "Группа Ангстрем" Игоря Стрельникова, объемы поставок продукции в сети магазинов будут возрастать. "Доля потребительских товаров, продаваемых через сети магазинов так называемого эконом-формата, в Европе уже составляет 70-80%, у нас пока она не превышает 10%. Так что рынок сетей дискаунтеров в РФ только развивается. И поставщики должны быть готовы к новым форматам взаимоотношений с такими магазинами. В первую очередь это связано с требованиями к упаковке товара, позволяющей проводить его быструю перевалку", -- утверждает Игорь Стрельников. По его словам, для "Группы Ангстрем" укладка товара на паллеты не влечет дополнительных издержек, т.к. в работе складского комплекса компании давно применяется паллетная перевалка продукции.<BR><BR><B>60 тонн за смену</B><BR>По словам вице-президента ЗАО "КиТ" (сеть магазинов "Копейка") Ивана Рябушкина, руководство компании постоянно заботится о снижении издержек при перевалке товаров. В ЗАО "КиТ" -- собственный централизованный склад, куда поставщики привозят товар. Требования к его упаковке разные. Некоторые виды товара доставляют в вагонах (сахар) или контейнерах (импортное растительное масло); такую продукцию укладывают на паллеты уже непосредственно на складе. "Поставщиков других товаров мы убедительно просим паллетировать свою продукцию, чтобы ускорить процедуру перевалки товара на нашем складе и в магазинах. Они с пониманием относятся к нашим требованиям", -- говорит Иван Рябушкин.<BR>Со склада ЗАО "КиТ", куда доставляют продукцию поставщики, она развозится по магазинам. Таким образом, получается несколько "плечей перевалки": с вагонов и фур на склад, со склада на городские грузовики, с грузовиков на склад магазина, со склада в торговый зал. Для снижения издержек при перевалке товара на складе ЗАО "КиТ" применяют различные средства автоматизации и механизации. Один работник склада за 8-12-часовую смену способен обработать до 60 тонн товара.<BR><BR><B>Сети в Москве</B><BR>Петербургский поставщик бананов, свежих фруктов и овощей ЗАО "Джей Эф Си" работает преимущественно с московскими розничными магазинами. Интересы компании в Москве представляет дочернее предприятие ЗАО "Джей Эф Си -- Карго". По словам генерального директора ЗАО "Джей Эф Си -- Карго" Семена Петушина, с начала 2002 года руководство "Джей Эф Си" (JFC) взяло курс на освоение рынка розничных продаж. По мнению руководства компании, основная доля цивилизованного розничного рынка (сетевые магазины различных форматов) сосредоточена в Москве. С апреля 2002 года заключен долговременный контракт на оказание логистических услуг (организация распределительного центра) и поставку свежих фруктов и овощей с сетью супермаркетов и дискаунтеров "Копейка" (порядка 27 магазинов, в том числе 24 дискаунтера). Для этих целей и была образована дочерняя компания ЗАО "Джей Эф Си -- Карго". Сотрудничество "Джей Эф Си" и "Копейки" позволило увеличить оборот свежих фруктов и овощей в 1,5 раза. В настоящее время ведутся активные переговоры с рядом других розничных сетей. "В зависимости от формата магазинов упаковка товара может варьироваться от полного отсутствия таковой до упаковки отдельных плодов. Например, в дискаунтерах грязные овощи (картофель, морковь, капуста и т.д.) зачастую выкладываются в большие контейнеры, а покупатели сами набирают их в пластиковые пакеты. Часть товара поступает в упаковках от производителя (как правило, деревянные или картонные ящики по 5-20 кг) и в таком же виде в дискаунтерах выкладывается на прилавок", -- утверждает Семен Петушин.<BR>По его словам, магазины более "дорогих" форматов (супер- и гипермаркеты) предпочитают либо перекладывать свежие фрукты и овощи в собственную специализированную тару, либо выставляют товар в таре от производителя. Вне зависимости от формата магазинов многие предпочитают приобретать фасованный в сетку по 1-5 кг товар для увеличения объемов продаж (это относится в основном к грязным овощам и цитрусовым).<BR>Таким образом, по словам Семена Петушина, основной объем операций по упаковке товара приходится либо на производителя, либо на сеть магазинов. К качеству (и в целом к ассортименту) поставляемого товара у "сетевиков" требования различны, хотя в целом, как "особый скоропорт", свежие фрукты и овощи подвергаются тщательной проверке качества. Дискаунтеры имеют меньший ассортимент и более лояльны к качеству товара.<BR><BR><B>Требования выполнимы</B><BR>По мнению генерального директора ЗАО "Джей Эф Си -- Карго" Семена Петушина, любые требования к товару выполнимы, если они заранее проговариваются сторонами (перед подписанием контрактов на поставку товара). "Поставка товара в розницу имеет свою специфику, и мы уделяем качеству товаров повышенное внимание (вплоть до предварительной сепарации товара перед поставкой). Но есть и значительные плюсы. Сетевой клиент забирает большие объемы товара на постоянной основе и, как правило, соблюдает взятые на себя обязательства по оплате", -- говорит Семен Петушин.<BR>Издержки на переработку товара повышаются незначительно (основной объем операций по упаковке приходится не на посредника), максимальное повышение может достигать 1,5 рубля за килограмм при фасовке товара в рукавную сетку. Поддоны, мешки и коробки, как правило, поступают от производителей и поставщиков и не увеличивают издержки, связанные с поставкой товара в розницу.<BR><BR><B>Ждем развития сетей</B><BR>Перспективы взаимоотношений с сетями магазинов-дискаунтеров, по мнению Семена Петушина, прежде всего зависят от развития самих сетей. "Нам интересней иметь дело с большими сетями, чем с сетями из пяти магазинов. По нашему мнению, в ближайшие 10 лет основная доля роста дискаунтеров придется на регионы России, ведь этот формат наиболее адаптирован в ценовой политике для различных слоев населения. Москва сейчас переживает бум в розничной торговле через гипер- и супермаркеты, хотя перспективы роста остаются и у дискаунтеров. Мы готовы вкладывать деньги прежде всего в логистику и брать на обслуживание сети вне зависимости от формата торговли", -- утверждает Семен Петушин. Однако, по его мнению, региональные сети дискаунтеров пока держат весьма малую долю рынка, а московские ритейлеры еще не пришли к тому, что логистика -- это отдельное направление. Целесообразно полностью отдавать его специализированным предприятиям, имеющим и складские площади, и парк транспортных средств.<BR>Если говорить о России в целом, то сначала необходимо создавать в ключевых регионах распределительные центры, из которых свежие фрукты и овощи уже будут расходиться по сетевым магазинам. "Существующая логистика находится на ранней стадии развития. Склады у большинства посредников не приспособлены для надлежащего хранения свежих фруктов и овощей, с транспортом периодически случаются перебои; часть посредников предпочитает экономить как на обеспечении требуемых температурных и влажностных режимов при перевозке, так и при хранении товара", -- говорит Семен Петушин.<BR>