"Обилие невыполнимых требований приводит к катастрофам"

"По большинству прогнозов число катастроф достигнет максимума в 2003 году", -- уверена генеральный директор ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг" Людмила Журавлева.

<BR><BR>"По большинству прогнозов число катастроф достигнет максимума в 2003 году", -- уверена генеральный директор ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг" Людмила Журавлева.<BR>"Увеличение количества техногенных аварий является закономерным результатом способа хозяйствования, который практиковался на территории Советского Союза последние 80 лет. Основная причина грядущих происшествий -- изношенность, если не сказать дряхлость, производственных и гражданских объектов. Старым, многократно отремонтированным в кустарных условиях является и оборудование, предназначенное как для производственных целей, так и для обеспечения безопасности.<BR><BR><B>Чисто-грязно</B><BR>Спору нет, практически все достижения цивилизации, все составляющие привычного для современного человека комфорта неотделимы от различного рода технических рисков. В этом смысле ежедневная потенциальная опасность -- неотъемлемая часть нашей жизни. Но при разумной организации технологические риски могут быть практически сведены к нулю, что достигается применением двух базовых подходов. Первый заключается в необходимости обеспечить грамотную эксплуатацию опасного предмета или аппарата. Второй сводится к тому, что все люди, участвующие в операциях, чреватых техническими рисками, или взаимодействующие с опасными предметами, должны точно знать, что делать в случае нештатной ситуации. Еще раз повторюсь, технически все это не представляет проблемы. Если бизнес не связан напрямую, например, с испытанием новой космической техники, то, как правило, известны все приемы, гарантирующие безопасность.<BR>Не являются исключением и операции по транспортировке, перевалке нефтепродуктов, и заправка судов топливом. Реки и побережья западной Европы -- это сплошной портовый комплекс с огромными терминалами в непосредственной близости от городов и пляжей. И при этом вода и берега чисты, рыба съедобна, а общество пребывает в спокойствии и благополучии. Инциденты же случаются очень редко и мгновенно локализуются. Нева и российская часть Балтийского моря эксплуатируются значительно менее интенсивно, однако каждую навигацию происходит около десятка мелких и, как правило, один крупный разлив нефтепродуктов.<BR><BR><B>homo-фактор</B><BR>98% катастроф происходят по вине человека, и понятно, что в России происшествия случаются гораздо чаще, чем в развитых странах. Причины, безусловно, носят психологический характер. Я не имею в виду знаменитую сейчас российскую широту души и бесшабашность, хотя и это, конечно, вносит свою лепту. В годы советской власти техника безопасности была хотя и громоздкой, но вполне надежной. Однако излишняя формализация процедур, обилие невыполнимых требований привело к тому, что работники перестали воспринимать требования техники безопасности как нечто разумное и обязательное к исполнению (такая же история произошла с возрождающимися ныне системами контроля качества, стандартизации и т.п.). В сознании людей произошел разрыв между инстинктивным желанием сохранить свою жизнь и здоровье и пониманием того, каким именно образом это можно сделать.<BR>Потом предприятия перешли в частные руки и выпали из-под контроля государства. Все стало необязательным. Естественно, что поначалу новые владельцы заботились о чем угодно, но не о совершенствовании системы техники безопасности. Со временем восстановились, набрали силу и, я бы сказала, многократно размножились контролирующие структуры. В очень большом количестве случаев стороны довольствуются такой игрой: бизнесмены экономят деньги, обманывая проверяющих, а госслужащие, обретая стабильный доход, не замечают этого обмана.<BR><BR><B>Опыты</B><BR>Однако в случае катастрофы, которая неизбежно происходит рано или поздно, убытки многократно превосходят любую экономию в этой сфере. Надо отметить, что на осознание ситуации уходит довольно много времени. И только после этого собственники начинают вкладывать деньги в новую технику, средства безопасности и прочее. Наша компания работает с нефтепродуктами уже почти 10 лет. Лишь одна проблема долгое время оставалась нерешенной -- время от времени происходили технические сбои, последствиями которых становились разливы нефтепродуктов. Причем обстоятельства аварий всегда были сходными -- это либо отказ оборудования, либо небрежность персонала при выполнении операции. Проведя глубокий анализ причин очередного инцидента, принесшего компании моральные и материальные убытки, мы выявили причину происходящего. Был принят ряд решений, например, о кардинальном изменении подходов к выбору техники. Отныне все технологическое оборудование, которое мы закупаем, должно быть сделано известными производителями и сертифицировано в установленном порядке. Взамен старых, отслуживших свой срок танкеров будет закуплен один, но имеющий значительный ресурс безаварийного плавания. Ни одна попытка продления жизни какого-либо антикварного агрегата с помощью веревочной петли и палки больше не пройдет. Мы вернулись к системе проведения учений и понимаем, что делать это придется часто и на полном серьезе.<BR>Обилие катастроф -- жестокий, но единственный способ заставить наше общество более серьезно относиться к проблемам безопасности. Полагаю, что вскоре руководители абсолютного большинства промышленных предприятий будут рассуждать и действовать так же, как их коллеги в развитых странах. Другого пути все равно нет". (А.Н.)