Фотография вышла за рамки исключительности и новизны

Конкуренция между компаниями, оказывающими фотоуслуги, перешла на качественно новый уровень. Причину этого следует искать в искушенности и разборчивости фотолюбителей.

<BR><BR>Конкуренция между компаниями, оказывающими фотоуслуги, перешла на качественно новый уровень. Причину этого следует искать в искушенности и разборчивости фотолюбителей.<BR>Через 10 лет после начала фотобума в России цветная фотография утратила привлекательность новизны и элемент эксклюзивности. Не только искушенные фотолюбители, но и люди, незнакомые даже с азами фотографии, научились отличать хорошие фотографии от плохих и стали задумываться, в какую мастерскую отдавать пленку для проявки и печати. Все это сказалось на конкуренции среди фотофирм, повысило качество услуг, привело к появлению новых.<BR><BR><B>Большие деньги</B><BR>Рынок фото- и видеоуслуг предоставляет сегодня все или почти все, в чем нуждаются петербургские профессионалы и любители.<BR>"За последние 8 лет рынок фотоуслуг в нашем городе совершил очень большой скачок вперед: вложено много средств, фотоуслуги стали более доступны, -- отмечает Максим Борисов, директор магазина "Яркий мир" на Невском проспекте, 48. -- Однако до сих пор развитие этого рынка не закончилось.<BR>Появление на рынке новых фирм возможно, но требует больших инвестиций, -- продолжает Максим Борисов. -- Преимущество есть у фирм, которые достаточно долго занимаются этим бизнесом, более ориентированы в направлениях развития рынка и могут вложить больше средств".<BR>По оценкам специалистов, в Петербурге действует примерно 200 фирм, предоставляющих фотоуслуги. Пунктов приема в городе насчитывается около 2 тысяч.<BR>Самое горячее время для лабораторий это конец августа -- начало сентября и первая половина января. В это время фотолюбители несут пленки, снятые в отпусках и на Новый год.<BR>У профессионалов, наоборот, увеличение объемов идет с конца октября и заканчивается в июне.<BR><BR><B>Большие и маленькие</B><BR>В Петербурге существуют различные типы фотомагазинов и фотоателье. Самая первая ступень -- приемный пункт. Здесь принимаются заказы на печать, сама же печать производится в другом месте. Обычно в приемных пунктах продаются некоторые сопутствующие фототовары, например фотопленка и батарейки.<BR>Так как фотографии печатаются в другом месте, то контроль качества затруднен. По этой причине стоимость отпечатка в приемном пункте несколько дешевле, чем в фотоателье с печатной машиной. Типичный пример -- приемные пункты на станциях метро.<BR>Второй тип представлен фотоателье с печатной машиной (минилабом). Качество фотографий зависит от многих причин: типа и состояния печатной машины, квалифицированности оператора лаборатории. В таких фотоателье обычно продаются сопутствующие фототовары и некоторые модели фотоаппаратов, в основном для любителей.<BR>Проявить пленку и напечатать фотографии можно и в крупных фотомагазинах, где акцент делается не только на печати фотографий, но и на продаже фотоаппаратуры, аксессуаров, цифровых камер. Крупные магазины оснащены более современным оборудованием, там работает наиболее квалифицированный персонал. К этому типу относятся фотомагазины сетей "Яркий мир", "Герика", "Петр Великий", "Бест Фото".<BR><BR><B>Растем и развиваемся</B><BR>"В отличие от стабильного зарубежного рынка фотоуслуг петербургский рынок еще развивается, -- считает Максим Борисов. -- На мой взгляд, где-то около 30% нашего населения еще не начали в полной мере пользоваться предоставляемыми фотоуслугами".<BR>По мнению Максима Борисова, россияне также более требовательны к фотоаппаратуре. Значительная часть людей, которые регулярно печатают фотографии, хотели бы поменять свою модель фотоаппарата на более современную, с большими техническими возможностями. "Очень большой интерес сейчас вызывают полупрофессиональные и профессиональные фотокамеры, -- продолжает директор магазина. -- В отличие от Москвы, обслуживание в петербургских фотомагазинах, на мой взгляд, организовано на более высоком уровне, а фотоателье более удобны".<BR><B>Цифры про цифру</B><BR>Если лет десять назад сама экспресс-печать была в диковинку, то сегодня фирмы наращивают объем услуг по цифровой печати. Это становится популярным не только у профессионалов, но и среди любителей. Сейчас фирмы предлагают практически весь спектр услуг по цифровой обработке. Сегодня можно поменять фон на отпечатке, убрать с групповой фотографии нелюбимого родственника или добавить любимую девушку, сделать коллаж или реставрировать старые снимки.<BR>Рынок цифовых услуг в Петербурге развивается стремительно. Если еще год назад перед людьми стоял вопрос, кто может предоставить цифровые услуги, то сейчас уже стоит проблема выбора более качественного центра цифровых услуг, считают участники рынка.<BR>"Эта ниша перспективна для развития, -- считает генеральный директор ООО "Северо-Западный фотоцентр" Виктор Комлев. -- Если в западных странах на 40 тысяч человек приходится шесть-семь мини-лабораторий, работающих с цифровыми носителями, то у нас этот показатель в 2-3 раза ниже".<BR>Растет и объем продаж цифровых фотоаппаратов. "Такую технику покупают как профессионалы, так и любители, -- говорит Виктор Комлев. -- Цифровая техника также выгодна для использования в малом бизнесе. Если учесть, сколько фирма экономит на распечатывании фотографии, то выгода очевидна".<BR><BR><B>Проблема номер один</B><BR>Если любителей сегодня в основном устраивает качество проявки и печати, то у фотопрофессионалов свои требования. Качество печати -- проблема номер один, так что каждый профессиональный фотограф работает с определенной лабораторией, да и то, по возможности, обращается к "своему" лаборанту.<BR>Сегодня солидные фирмы идут по пути не только предоставления новых услуг, но и строгого контроля качества.<BR>"Нередко фото с одного и того же негатива, отпечатанные в разных лабораториях, кардинально отличаются друг от друга. Это следствие того, что фирмы экономят и нарушают технологию", -- говорит Виктор Комлев.<BR>Самый ходовой размер заказываемых фотографий -- 10 х 15. При приеме заказа чаще всего клиенту предлагается только один вид бумаги, но наиболее солидные лаборатории всегда предлагают на выбор глянцевую, матовую или тисненую. Во многих крупных лабораториях также печатают черно-белые фотографии на цветной бумаге с возможностью тонирования.<BR>Не удовлетворен пока спрос на прокат профессиональной техники. "Какой-то специальный объектив может понадобиться раз в год, поэтому покупать его нет смысла, а проката пока не существует", -- сетуют фотографы.<BR>Широко представлены в магазинах различные сопутствующие товары -- рамки, альбомы для фотографий, сумки, всевозможные аксессуары.<BR>Солидные магазины сегодня организуют торговлю по типу самообслуживания, потому что не хотят упускать тех покупателей, которые, постеснявшись лишний раз попросить продавца показать товар, уйдут с пустыми руками. В магазинах с открытым доступом можно посмотреть хоть пять, хоть десять тех же альбомов для фотографий и выбрать по душе. В результате объем продаж возрастает.