Бизнес вырос в семейном кругу

В "ДП" №169/02, в рубрике "За углом", рассказывалось об открытии ЗАО "Эльга" совместно с финской фирмой Printcenter новой фабрики по производству рекламно-сувенирной продукции, декорированию стекла и фарфора стоимостью $2,5 млн.

<BR><BR>В "ДП" №169/02, в рубрике "За углом", рассказывалось об открытии ЗАО "Эльга" совместно с финской фирмой Printcenter новой фабрики по производству рекламно-сувенирной продукции, декорированию стекла и фарфора стоимостью $2,5 млн.<BR>Но мало кто знает, что владелица "Эльги", обладательница женственной фамилии Ольга Пригожая -- не только экономист и предприниматель с 10-летним стажем, но и мама четырех сыновей. Старший, Александр, работает в фирме менеджером с тех пор, как пришел из армии. Недавно стал сотрудником предприятия и другой сын, Павел. Оба работают и учатся в Санкт-Петербургском государственном университете, экономический факультет которого заканчивала когда-то и мама.<BR>Муж Ольги Пригожей Александр Кириллов -- генеральный директор ЗАО "Эльга". Две его дочери от первого брака чувствуют себя в новой семье отца как дома. Старшая, Ольга, тоже работает в фирме.<BR>Таким образом, предприятие "Эльга" -- яркий пример семейного бизнеса. Что для европейских стран и Америки вполне распространенное явление.<BR><BR><B>Посредники</B><BR>Ольга Пригожая начинала свое дело в 1992 году вместе с мужем. На первых порах не было даже средств, чтобы снять собственный офис. Помогли друзья, у которых был небольшой кооператив: выделили "Эльге", весь штат которой составлял в то время пять человек, небольшую комнату в своем помещении, разрешили пользоваться телефоном. Частный бизнес делал первые шаги, в том числе и бизнес рекламный. Занятые в нем фирмы умели немногое, в основном стараясь адаптировать ставший доступным зарубежный опыт к российским реалиям. Но и на этих условиях многие начали зарабатывать неплохие деньги.<BR>"Тогда было время "быстрых" прибылей, капиталы росли на глазах, -- вспоминает Ольга Пригожая, -- и многие не задумывались, что это время пройдет. Считали, что так будет всегда". Как многие другие рекламные фирмы, "Эльга" начинала с посреднической деятельности, требовавшей минимальных капиталовложений. Искали заказы на изготовление визиток, иногда -- бизнес-сувениров, размещали их на предприятиях. Занимались также организацией и проведением презентаций, рекламных акций. Именно из такой акции вырос, например, теннисный турнир "Приморский кубок "Эльги", который с 1992 года ежегодно проводится в Петербурге под Рождество. "Все заработанные средства вкладывали в развитие фирмы, чтобы со временем открыть свое производство, -- рассказывает Ольга Пригожая, -- как экономист я понимала, что через несколько лет произойдет перераспределение сил на рынке, и в выигрыше окажутся производители товаров и услуг".<BR><BR><B>За 1,5 часа</B><BR>В 1994 году подросший капитал и банковский кредит в $100 тысяч позволили фирме приобрести собственное оборудование и открыть на арендованных у ГосНИИ "Химаналит" площадях участок переплета и цех шелкотрафаретной печати. Из разряда посредников фирма перешла в когорту производителей. Изготовление бизнес-сувениров стало приоритетным направлением работы. "Работать приходилось очень много, -- вспоминает Ольга Пригожая. Когда ребенок в семье один или их двое, работающей маме нелегко. Но, как ни странно, если детей трое и больше, проблем с ними не так много: дети заняты друг другом, старшие отвечают за младших. К тому же, воспитывать детей нам помогала моя мама". Немалую часть заказов "Эльга" размещала в Финляндии, в фирме Printcenter: европейское оборудование обеспечивает высокое качество продукции, а в Петербурге оснащенных такого уровня техникой производств еще не было.<BR>В 1996 году во время одной из поездок в Финляндию Ольга Пригожая узнала, что (в рамках программы правительства этой страны по развитию приграничной зоны) Printcenter планирует создать совместное предприятие с одной из российских фирм. "Я пришла к руководству финской фирмы и сказала: "Посмотрите производство в Петербурге и дайте немного времени, чтобы рассказать о моей фирме. Увидите, мы можем стать хорошими партнерами. Все решилось за 1,5 часа общения". В том же году совместное предприятие "Принтцентр -- Эльга" наладило в Петербурге производство по изготовлению POS-материалов (рекламных материалов из картона и пластика для оформления мест продаж).<BR><BR><B>Толчок развитию</B><BR>ЗАО "Эльга" самостоятельно вело еще два направления: выпуск бизнес-сувениров и декорирование изделий из стекла и фарфора. Новые возможности позволили компании расширить рынок сбыта, и вскоре она открыла представительства в Москве и двух городах Сибири -- Омске и Новосибирске. Офис фирмы переехал в центр города, на Литейный проспект. "Это произошло в 1997 году, -- рассказывает Ольга Пригожая, -- затем случился кризис, последствия которого были очень тяжелыми для многих предпринимателей. Но вместе с тем кризис дал толчок развитию отечественного производства. Схлынул поток импортной продукции, появилась рыночная потребность в отечественных товарах". По ее словам, сейчас многие из российских брэндов уже могут составить конкуренцию западным, но в целом становление отечественного производства только начинается.<BR>В 1999 году ЗАО "Эльга" приобрело промышленное здание на Глиняной улице, где в сентябре начался выпуск продукции. Хозяйка фирмы, в коллективе которой работают 150 человек, планирует развивать бизнес: еще одним направлением деятельности станет продажа импортного оборудования для производства рекламной продукции на российском рынке.