00:0002 октября 200200:00
201просмотров
00:0002 октября 2002
Более 10 лет предпринимательница Лариса Черепанова, по образованию строитель-гидротехник, выпускница Политехнического института, занималась бизнесом, связанным с оптовой торговлей обоями, линолеумом и сантехникой.
<BR><BR>Более 10 лет предпринимательница Лариса Черепанова, по образованию строитель-гидротехник, выпускница Политехнического института, занималась бизнесом, связанным с оптовой торговлей обоями, линолеумом и сантехникой.<BR>Была совладелицей и топ-менеджером торгового дома "Лаверна". Потом наступил кризис 1998 года. Для всех предпринимателей он, безусловно, стал испытанием на прочность. Для кого-то явился барьером, который не перепрыгнуть. Многим стало понятно, что диверсифицировать бизнес необходимо, чтобы всегда иметь возможность сесть на запасной аэродром.<BR><BR><B>Запасной аэродром</B><BR><B>"Почему кофе? -- спрашивает Лариса Черепанова. -- Да просто мы много ездили по миру и к тому времени поняли, чего у нас в</B><BR>стране не хватает. Некоторые очень крупные торговые компании начали открывать клубы и казино, мы же решили открыть кофейню".<BR>В городе не хватало хорошего кофе, мест для общения и легкого, безопасного перекуса.<BR>"Поэтому выбрали направление кофейня, или правильнее все-таки кафе", -- говорит Лариса Черепанова.<BR>Первое и самое сажное -- определить, кому это поручить. Ведь кого попало в свой бизнес не пустишь. В рекламном отделе компании тогда случились простои, связанные с уменьшением рекламного бюджета. Талантливые менеджеры оставались не у дел прямо на глазах.<BR><BR>Любишь ли ты кофе, Сергей?<BR>"Как-то утром ко мне подошел мой директор, -- рассказывает управляющий сетью кофеен "Марко" Сергей Афанасенков, -- и спросил: любишь ли ты кофе, Сергей?" Так началась кофейная карьера генерального директора ООО "Марко" Сергея Афанасенкова, в недалеком прошлом сотрудника отдела рекламы. "Пришлось учиться всему заново, -- рассказывает Сергей Афанасенков, -- изучать рынок поставщиков, возможности поставщиков оборудования".<BR>В 1999 году открыли первое кафе. Деньги в проект Лариса инвестировала собственные. "Было время такое, -- вспоминает Сергей Афанасенков, -- Rico открылось, затем начала расти "Чашка", было время прихода кофеен". Дизайн кафе придумал тоже лаверновский дизайнер Слава Ланге.<BR>Работая топ-менеджером, Лариса Черепанова наблюдала за работой кафе. Сегодня владелица также не участвует непосредственно в управлении сетью. Лишь присматривает и советует. Финансовые решения принимаются совместно с гендиректором. "Если это дело останется запасным аэродромом, -- говорит она, -- будет хорошо. Но это еще и отдушина".<BR>К тому, чтобы в бизнесе участвовали родственники, надо стремиться, считает Лариса Черепанова. "Но муж занят своим делом, -- рассказывает владелица "Марко", -- наукой. Вот дочка закончит университет, факультет менеджмента, тогда посмотрим".<BR><BR><B>Конкуренты и мы</B><BR>На Невском расположены рядом "Идеальная чашка", кофейни "Рико" и "Марко". Трудно ли выдерживать конкуренцию? Лариса Черепанова смотрит с оптимизмом на такую ситуацию: "Не хочу сказать, что мы конкуренты в буквальном смысле этого слова, мы "пересекаемся" только по кофе. Человек, если он дойдет до этой части города, совершенно точно может быть уверен, что ему удастся попить кофе в одном из этих кафе".<BR>Прибыльность кафе, как молодого бизнеса для Ларисы Черепановой, не самоцель. "Если взять кофе по $3 за кг и споить его клиентам, -- рассуждает Сергей Афанасенков, -- можно и 600% прибыли заработать". Когда "Марко" только открывалось, на рынке было один-два поставщика кофе, и зерно стоило по $22-25 за кг. Сейчас поставщиков более чем достаточно, и кофе можно купить уже по $18 за кг. "Мы возьмем у одних, у вторых, -- говорит Сергей, -- варьируем сорта, чтобы понять, что люди больше любят. Если не плещут его в лицо, то уже хорошо. Но если идет такой мелкий бубнеж, больше заложенных 2-4% жалоб, то уже надо принимать меры, менять поставщика".<BR>"На новые точки деньги приходится брать у собственника, -- говорит Сергей Афанасенков, -- так быстро они не отбиваются".<BR><BR><B>Собственник или менеджер</B><BR>Когда бизнес растет, топ-менеджеры начинают мечтать о собственности. В таком случае есть два пути: уйти и создать свое дело или развивать сеть и в конце концов сказать собственнику -- давай все делить пополам...<BR>"Конечно, сособственником хочется стать, что тут лукавить, -- говорит Сергей. -- Ответственности у нанятого меньше, но и прибыли меньше".<BR>Помещения "Марко" арендует у собственников. "Аренда дорогая? -- удивляется Сергей Афанасенков. -- Но мы стараемся договориться с собственником, чтобы она была приемлемой. Слухи о баснословной арендной плате на Невском подогреваются самими собственниками".<BR>Чтобы стать владельцем какого-либо дела, по словам Ларисы Черепановой, самое главное для этого иметь желание. В планах -- открыть еще несколько кафе "Марко" по городу. Но где и когда -- коммерческая тайна.<BR>Еще владелица "Марко" -- уже совсем для души -- открыла первый в России вейк-клуб "Экстрим". Прыжки из зимы в лето делают на Крестовском острове. Увлечение помогает предпринимательнице сохранять хорошую физическую и энергетическую форму. Здесь катаются на вейкборде -- специальной доске за специальным катером. Доска похожа на сноуборд. Катер идет вперед, дает волну, вейкбордист летит за катером... Лариса стала чемпионкой России в этом виде спорта.<BR>