00:0027 сентября 200200:00
8просмотров
00:0027 сентября 2002
Михаэль Баузе выстраивает сценки "из жизни": инвалиды в колясках, переодетые полицейскими, с щитами выступающие против повстанцев в точно таких же колясках; телеведущий с парализованными ногами и т.д. Портреты слепцов с бумажкой: "Я вижу то, что делает ме
<BR><BR>Михаэль Баузе выстраивает сценки "из жизни": инвалиды в колясках, переодетые полицейскими, с щитами выступающие против повстанцев в точно таких же колясках; телеведущий с парализованными ногами и т.д. Портреты слепцов с бумажкой: "Я вижу то, что делает меня счастливым". Глаз зрителя тоже постепенно ко всему привыкает, и первоначальный шок уступает место любованию: мир совершенен, всюду жизнь, изнанка играет на руку гармонии. Проект "Фотографии, которых не было" стартовал еще в 2000 году, 5 раз выставлялся в Германии, по разу -- в Бельгии и в Москве. Большинство немецких музеев соглашались принять выставку с большими оговорками, ее неоднозначность очевидна: грань между действительно героем, "таким, как все", и "женщиной с бородой" крайне тонка.<BR>Кураторы выставки почему-то настаивали на том, что обычно фотографы стремятся запечатлевать красоту, хотя природа фотографии заключается прежде всего в поиске той неуловимой странности, без которой удачное изображение немыслимо, даже если речь идет о заказной съемке: сексуальные "натюрморты" Роберта Мэплторпа и холодные красавицы Хельмута Ньютона отлично доказывают это. Норма не трогает, перестает быть истиной в последней инстанции, и только малейшее отклонение, новая ассоциация будоражит и фотографа, и зрителя. Физические недостатки в этом смысле -- лишь простейший повод задеть хрусталик глаза.<BR>Кураторы говорили и о том, что выставка -- это первая попытка художественной "обработки" инвалидов, желание сделать из них звезд. Пожалуй, это не совсем так -- к примеру, еще в 1968 году известный американский фотограф Диана Арбуз, также работающая и с политиками, и с богемой, делала знаменитые серии работ с даунами и другими представителями "нестандартных возможностей", объясняя свой интерес тем, что "чудовища уже выдержали испытание жизнью. Это аристократы духа". Как бы случайно появившиеся в кадре безногий персонаж или горбун, что греха таить, -- своего рода находка, сообщающая снимкам многих известных фотографов элемент драматизма, то есть равновесия.<BR>В ответ на замечание, что выставка не оборудована для посещения инвалидами, один из ее организаторов, директор дрезденского Музея гигиены Клаус Фогель, обронил, что предназначена она "для нас", что "мы" должны заметить инвалидов. Барьер "мы и они" отчетливо очертился во время перформанса театра даунов, который казался перформансом, похоже, только зрителям. 30-летние мужчины с сознанием пятилетних детей играли самих себя, с трудом ориентируясь в чужом пространстве, выглядывая из-за ширмы собственного мира. Показывали фрагмент спектакля "Победа над солнцем": супрематически диспропорциональные костюмы по эскизам Малевича сидели как влитые.<BR>"Включите музыку с самого начала и погромче, они могут уйти только под ту музыку!" -- крикнула режиссер Галина Губанова. Актеры уходить не спешили -- все кланялись, кланялись. Они победили.<BR>