"Пушкинская, 10" предалась ностальгии

Центральным событием стала персональная выставка Люциана Долинского в Музее нонконформистского искусства -- на открытии выступил искусствовед Михаил Герман, что бывает нечасто в стенах Пушкинской.

<BR><BR>Центральным событием стала персональная выставка Люциана Долинского в Музее нонконформистского искусства -- на открытии выступил искусствовед Михаил Герман, что бывает нечасто в стенах Пушкинской.<BR>Люциан Долинский рассказывает о трагедии, скорее, через фарс, следуя известному "принципу Бахтина" -- через иронически-карнавальное, с решающим кувырком в воздухе переставляющим все акценты с ног на голову. Себя Люциан Долинский изображает в виде Петрушки, в то время как родился он в недетской среде -- зоне. Художник с детства почти не слышит -- последняя его пластическая работа называется "Набат" -- колокол, под которым окаменевшим "языком" выступает старец с блаженной улыбкой. В детстве Люциана истязала приемная мать -- тема материнства постоянно, в том или ином виде, возникает в его работах -- вплоть до одной из последних, пафосной "Богородицы", похожей, скорее, на юродивую.<BR>Разумеется, художник испытывал на себе воинственное настроение властей, пережил из-за этого не один инсульт -- он пишет впоследствии цикл "Король Матиуш проиграл войну", "Король Матиуш возвращается с победой"... До 1989 года жил на периферии, но и переехав в Петербург, в мейнстрим не попал. Его "Матиуш в гневе" выражает скорее бесконечную печаль. Краски скупы, а за рельефной одутловатостью полотен -- глубина и наивность, что, собственно, одно и то же.<BR>Михаил Герман много говорил о том, что в случае Люциана Долинского он, по счастью, не видит феноменов, известных в петербургской культуре, а именно "вульгарного постмодернизма" или же когда художник подменяет своей судьбой художественную состоятельность, при жизни надевая на себя лавровый венок.<BR>В стенах "Новой академии изящных искусств", где, собственно, стоит "чело", украшенное упомянутым убором, открылась выставка "Камеи" с поздними работами Тимура Новикова. А в галерее "Кино-фот-703" можно увидеть фотографии не часто выставляемого Алексея Зеленского, принадлежащего к школе Бориса Смелова, со всеми вытекающими сюжетами. Классические натюрморты, знаменитые петербургские дворовые прорези, отражения, смешанные с реальностью, мистика, профессионально переложенная на черно-белую пленку так, чтобы было много оттенков.<BR>В "Библиотеке независимого искусства" художники Евгений Орлов и Вадим Воинов вспоминали о Псковщине. Только Евгений Орлов -- почему-то с помощью незатейливых цветных пейзажей, выложенных крестом. А Вадим Воинов, как обычно, переработал увиденное в свои коллажи.<BR>Любопытен, например, "Романтический иконостас", выложенный в окоеме окна, часть которого состоит из "перечеркивающих" друг друга линеечек.<BR>В музейном флигеле -- рестроспектива художников товарищества "Свободная культура" периода 80-90-х годов, где можно опознать различные школы и почерки: будь то ранний Маслов, зрелый Лукка или лежалая килька Валерия Вальрана, которая впоследствии выросла в его собственное саркастическое художественное направление -- килькарт.<BR>