00:0026 июня 200200:00
82просмотров
00:0026 июня 2002
Бизнес-план собственной химчистки предприниматель может разработать самостоятельно или поручить его составление специалистам. Разработка бизнес-плана стоит от $100.
<BR><BR>Шаг первый:<BR><B>Бизнес-план</B><BR>Бизнес-план собственной химчистки предприниматель может разработать самостоятельно или поручить его составление специалистам. Разработка бизнес-плана стоит от $100.<BR>Нужно определиться, что открывать: аквачистку (чистка с помощью воды и растворимых химикатов) или предприятие сухой чистки. Оборудование для этих двух видов предприятий требуется разное. Затем следует решить, будет ли химчистка чистить только текстиль или текстиль, кожу и замшу. Выбор специализации и производительности предприятия зависит не только от финансовых возможностей предпринимателя, но и от того, где будет находиться химчистка, на какое количество и какой социальный слой потенциальных заказчиков можно рассчитывать. Затем придется изучить рынок профессионального оборудования и выбрать поставщика. Это можно сделать разными способами.<BR><BR><B>Выставка</B><BR>Например, можно дождаться ежегодной профессиональной выставки CLEANEXPO. Здесь профессионалы отрасли из разных стран демонстрируют самое современное оборудование и расходные материалы, консультируют, проводят семинары, читают лекции, заключают контракты с партнерами. С профессиональной выставки можно унести договор на покупку современного сертифицированного оборудования, специальные знания и предпринимательский азарт.<BR><BR><B>Магазин</B><BR>Можно не ждать выставки, а обратиться к услугам так называемых "магазинов химчисток". Они открывают химчистки "под ключ": помогают организовать бизнес и поставить его на ноги. В программу входит не только разработка бизнес-плана, но и поставка сертифицированного оборудования в комплекте, обучение персонала, техническое обслуживание предприятия. Как правило, эти фирмы представляют интересы группы производителей оборудования и расходных материалов для химчисток. Распространенными в Петербурге долгое время были химчистки итальянские и американские. В последние годы предпочтение все больше отдают немецким химчисткам. Так, полностью перешли на немецкое оборудование сети химчисткок "Лотос" и "Май". Последняя в течение нескольких лет работала на итальянском оборудовании. "Немецкое оборудование отвечает требованиям высокой производительности, качества и экологической безопасности", -- считает управляющая сетью химчисток "Май" Галина Логачева. На рынке Северо-запада петербургская фирма "Немецкая марка" реализует программу организации химчисток и прачечных под тем же названием. Фирма представляет интересы немецкого предприятия Koblenz & Partner, которое, в свою очередь, является эксклюзивным представителем ряда западноевропейских фирм-производителей. Продукция этих фирм дополняет друг друга и в комплексе обеспечивает оптимальное оснащение предприятий химчисток. Это фирмы BOWE, Veit, IPSO, BUFA, SEITZ, Wilhelm GmbH и другие.<BR>Шаг второй:<BR><B>Оборудование</B><BR>мини-химчистки популярны и у предпринимателей, и у клиентов. Их производительности достаточно для обслуживания среднего городского микрорайона, к тому же организовать такие предприятия легче, требуется меньше затрат. Регистрируют мини-химчистки чаще всего как ООО или ЧП, налоги платят по соответствующим схемам.<BR>Стандартный комплект оборудования для мини-химчистки производительностью 20 кг в час, или 160 кг в смену, способной обслуживать микрорайон с населением 15-20 тысяч человек, включает в себя следующую технику:<BR>l Машины химчистки на перхлорэтилене, одна или две, общей производительностью 20-25 кг в час. Кабина для зачистки и пятновыводки.<BR>l Паровоздушный манекен для верхней одежды.<BR>l Паровоздушный манекен для брюк -- 1 шт.<BR>l Комбинированный гладильный стол с утюгом, 2 шт.<BR>l Установка для упаковки одежды -- 1 шт.<BR>l Конвейерная установка для хранения одежды -- 1 шт.<BR>Кроме того, нужно будет приобрести комплект вспомогательного оборудования (парогенератор, компрессор, тележки и др.).<BR>"Комплектация может варьироваться в зависимости от возможностей и потребностей владельца химчистки", -- говорит один из соучредителей магазина химчисток "Немецкая марка" Александр Ференц. Подобрать оптимальный вариант помогут специалисты. Стоимость комплекта немецкого оборудования для мини-химчистки, учитывая соотношение цены и производительности, может составлять от $25 тысяч до $100 тысяч и выше.<BR>Шаг третий:<BR><B>Помещение</B><BR>Типичная мини-химчистка среднего размера (50-150 м2) состоит из производственного помещения, приемной, склада, венткамеры, санузла, комнат дирекции и персонала.<BR>Высота производственного помещения (от пола до потолка ) должна быть не менее 3 м. По пожароопасности мини-химчистка относится к категории "В" и должна иметь два эвакуационных выхода. К отделке помещений тоже предъявляются специальные требования: пол должен быть выложен керамической плиткой и гидроизоляцией, стены -- глазурованной плиткой. Потолки придется покрасить водоэмульсионной краской.<BR>В приемном пункте на виду у посетителей должны находиться Правила обслуживания предприятия химчистки, контактные телефоны вышестоящей организации и органов контроля за работой химчистки.<BR>Нет смысла искать подходящую площадь в жилом доме или в пристройке к нему. По закону о санитарной зоне предприятие химчистки должно находиться в 50 метрах от ближайшего жилого дома. Площадь мини-химчистки может составлять от 30 м2 до 200 м2, в зависимости от того, какой метраж потребуется для установки комплекта оборудования. Заключенный с владельцем бизнес-центра, гостиницы, торгового комплекса, предприятия бытовых услуг договор об аренде площади обеспечит химчистке клиентуру и рекламу "из уст в уста". На этапе поиска помещения стоит помнить, что нести услугу в массы не только гуманно, но и выгодно. Так, в Петербурге впервые мини-химчистка откроется в крупном торговом центре, гипермаркете "O'Key". (см. "ДП" №111/02, www.dp.ru). Но такая практика распространена во всем мире (на 80% это мини-химчистки).<BR>"Еще один хороший вариант -- приглядеть пустующее помещение, в котором когда-то была химчистка, -- считает один из соучредителей "Немецкой марки" Александр Ференц, -- такие помещения технологически рассчитаны именно на открытие химчисток, в них есть и системы коммуникаций".<BR>Шаг четвертый:<BR><B>Деньги</B><BR>Расчет проекта будущей химчистки следует начинать с анализа затрат на открытие этого бизнеса.<BR>После выхода на самоокупаемость (как правило, в течение 1,5-2 лет) чистая прибыль мини-химчистки составляет от $1 до $10 тысяч в месяц.<BR>Шаг пятый:<BR><B>Проект</B><BR>Определенные законодательством требования к проекту мини-химчистки выполняют в несколько этапов.<BR>Сначала составляют технико-экономическое обоснование (ТЭО). Оно служит основой для разработки задания на проектирование, в котором указывают технологическое оборудование , площади химчистки, технические условия на подключение к инженерным коммуникациям. Задание согласовывают с проектной организацией и подрядчиком, после чего оно должно быть утверждено заказчиком. Чтобы не терять время, можно параллельно составить письма с просьбами о размещении химчистки в Госсанэпиднадзор и Госпожнадзор и о последующем согласовании проекта. В письменном обращении следует указать адрес помещения химчистки и краткую характеристику здания.<BR>Архитектурно-строительная часть выполняется в соответствии с нормативами СНиПов.<BR>Технологическая часть выполняется согласно ведомственным нормам. Это нормы технологического проектирования предприятий бытового обслуживания, городские строительные нормы для таких предприятий, санитарные правила и нормы, технологические режимы обработки изделий. "Оборудование химчистки должно иметь паспорта, инструкции по эксплуатации и гигиенические сертификаты, -- говорит один из соучредителей фирмы "Немецкая марка" Игорь Подковырин, -- сведения о них необходимы для выполнения технологической части проекта".<BR>Здесь же нужно привести описание технологического процесса обработки одежды и указать количество изделий, которое планируется обрабатывать в цехе. Указывают состав и число работников предприятия, наименование и количество расходных материалов для химчистки. Количество отходов и сведения о выбросе паров вредных веществ и в атмосферу, и в воздух производственного помещения должны соответствовать нормам. Проект необходимо сопроводить соответствующими чертежами: планом размещения оборудования, схемами коммуникаций.<BR>Шаг шестой:<BR><B>Персонал</B><BR>Штат небольшой химчистки комплектуется из четырех-шести рабочих, бухгалтера и директора. Обучением персонала занимаются фирмы, имеющие специальную лицензию. Фирма "Май", владелец сети химчисток в Петербурге, имеет такую лицензию и обучает специалистов. Профессионалов для работы в химчистках готовит профессиональная школа Центра предпринимательства в Пушкине. Фирма "Немецкая марка" обучает менеджеров и работников химчисток на специальных семинарах. Один-два раза в год такие учебные двухнедельные семинары фирма организует для своих клиентов в Москве и в Петербурге, и раз в год -- на родине программы "Немецкая марка", в Германии. Персонал химчистки должен обладать специальными знаниями в объеме, позволяющем правильно эксплуатировать оборудование, качественно обрабатывать вещи, соблюдать необходимые требования безопасности. Работники химчистки, как правило, получают небольшой оклад и сдельную зарплату, ее сумма зависит от количества обработанных вещей.<BR>В Петербурге оклад работника химчистки составляет 3-6 тысяч рублей в месяц, а заработок, вместе со сдельными, -- около 10 тысяч рублей в месяц в среднем.<BR><B>Справка</B><BR>Окупаемость хорошо организованной мини-химчистки составляет 1,5-2 года.<BR>По сведениям журнала "Торговое оборудование в России", в Милане на 4 млн жителей приходится 4000 химчисток. В Петербурге, по данным Комитета экономического развития, их около 60. В прошлом году в Петербурге было сертифицировано 52 химчистки (96% общего количества предприятий химчистки).<BR><BR><B>Материалы подготовила</B><BR><B>Оксана Ермошина</B>