Петербургские дельцы ищут правду в чужих портретах

Российские предприниматели заболели портретной лихорадкой. Болезнь принимает размеры эпидемии, все чаще "имущие" современники стремятся увековечить себя в римейках шедевров мировой живописи.

<BR><BR>Российские предприниматели заболели портретной лихорадкой. Болезнь принимает размеры эпидемии, все чаще "имущие" современники стремятся увековечить себя в римейках шедевров мировой живописи.<BR>Не смущает бизнесменов ни то, что позировать нужно около месяца, ни то, что средняя стоимость такого портрета не меньше $1 тысячи. В год в Петербурге находится не меньше 10 желающих превратиться в людей давно минувших дней. Так считают в салоне "Русский портрет", который был специально создан для выполнения подобных заказов. Можно предположить, что желающих в несколько раз больше. В Союзе художников, например, даже говорят о моде на портреты в чужом обличье. Проект журнала "Караван историй" "Частная коллекция" -- лишнее тому подтверждение.<BR><BR>Нас выбирают, мы выбираем...<BR>Иванушкой-дурачком или даже русским богатырем Ильей Муромцем бизнесмены в большинстве своем выглядеть не хотят. Культурная классика -- Европа, Франция как-то привычнее. Выберешь что-нибудь необычное, вкуса может не хватить -- засмеют.<BR>Вешать себя над рабочим столом или в приемной предпочитают в образе принца Уэльсского Эдуарда или короля французского Генриха IV. Считается, что русские примеры для подражания не так раскручены, как, например, герои французской истории. Например, белогвардейцем никто не захочет быть. Равно как и Лениным. В истории не было случая, чтобы кто-то захотел встать на место Наполеона или даже Иисуса Христа. Как говорится, они плохо кончили.<BR>"Подсознательно мужчина, имеющий деньги, считает, что должен обладать привлекательными чертами характера, -- считает частнопрактикующий психоаналитик Ольга Слезкина. -- Поэтому Наполеона никто не заказывает". Кроме того, она считает, что через Екатерину и Генриха бизнесмены как бы заявляют, что претендуют на интеллигентное, аристократическое происхождение.<BR><BR><B>Победоносные мужчины</B><BR>Генрихом IV, сам того не ведая, стал директор сети игорных домов "Мультигейм" Владимир Граховец. Заботливые подчиненные решили преподнести боссу подарок и угадали на все 100%.<BR>"Когда господин Граховец увидел себя в костюме короля, в дорогом одеянии и со всеми полагающимися высокопоставленной особе аксессуарами, он просто расплакался, -- рассказывает Юрий Потапов, художник, писавший портрет бизнесмена. -- Теперь он хочет, чтобы его супругу написали в образе Натальи Гончаровой". Этот образ считается, кстати, самым положительным -- он символизирует любовь к мужу.<BR>Психологи в один голос утверждают, что в своем портрете человек хочет видеть то, чего ему не достает в реальной жизни. "Человек, который видит себя королем или принцем, хочет показать окружающим, что помимо денег у него есть еще и порода", -- говорит Вадим Шлахтер, заместитель директора по научной части Центра психологической подготовки.<BR>Видимо, неосознанно те же цели преследовал и патентный поверенный, директор Петербургского офиса компании "Городисский и партнеры" Виктор Станковский. Как рассказали в салоне "Русский портрет", он пожелал быть изображенным в костюме принца Уэльсского Эдуарда, в мехах и при шпаге. Этот портрет был "списан" с одноименной картины Ганса Гольбейна.<BR><BR><B>Немного о холодном оружии</B><BR>Кстати, о шпагах, мечах и клинках. Сии принадлежности настоящего мужчины также востребованы у современных участников рынка. Один бизнесмен видел себя не иначе как рыцарем в латах с поднятым мечом и обязательно в полный рост. "Рыцарь означает: я самый сильный, -- объясняет Ольга Слезкина. И непременно добавляет: -- Следующей в психоаналитическом ряду стоит мужская потенция". Кроме того, образ рыцаря, если он на белом коне, говорит о том, что человек относит себя к людям, чаще применяющим силу, а не ищущим знания. Как рассказывают в "Русском портрете", один чиновник, работающий в энергетическом комплексе, заказал скульптурный портрет в римской тоге с лавровым венком. Даже школьнику известно, что лавровый венок символизирует собой победу.<BR><BR><B>Утонченные женщины</B><BR>Если у мужчин в портретах практически все подчинено самоутверждению, то женские образы говорят о том, что бизнес-леди в большинстве своем недовольны жизнью. Женские пристрастия -- Клеопатра и дамы XIX столетия. "Сейчас в психологии появилось понятие "синдром золотой клетки", -- рассказывает Ольга Слезкина. -- Оно касается жен бизнесменов и женщин, самостоятельно занимающихся бизнесом". Погрязшие в повседневных "денежных" заботах дамы пытаются вырваться из золоченной клетки хотя бы на портретах.<BR>Внешность Клеопатры и желание быть ею, в один голос заявляют психологи, свидетельствуют о сексуальной неудовлетворенности. Женские образы Ренуара привлекают дам не меньше египетской царицы.<BR>"Татьяна Захарова из сети магазинов "Семь Холмов" захотела, чтобы мы "вписали" ее лицо в портрет Жанны Самари Ренуара, -- рассказывает директор салона "Русский портрет" Инесса Платонова. -- Заказчица была не очень похожа на Жанну, но все равно хотела видеть себя дамой с таинственно блестящими глазами, подпирающей рукой подбородок". По уверениям психологов, подобные сюжеты выбирают бизнес-леди, страдающие по нереализованному. "Женщинам хочется побольше романтики в жизни, эмоций", -- рассуждает Вадим Шлахтер.