Персоналом движут чемпионаты мира, взрывы и инфляции

Чемпионат мира по футболу и прочие значительные внешние события могут влиять на производительность труда и управлять персоналом не менее талантливо, чем самый знатный магистр делового администрирования.

<BR><BR>Чемпионат мира по футболу и прочие значительные внешние события могут влиять на производительность труда и управлять персоналом не менее талантливо, чем самый знатный магистр делового администрирования.<BR>Менеджеры Петербурга и Москвы в одночасье превратились в болельщиков, переживают то спад, то подъем, офисы то и дело недосчитываются людей. "Топы" ведут себя по-разному: или как тренеры на поле -- присоединяются к народу, или как строгие судьи -- еще больше отдаляются от процесса.<BR><BR><B>Фол-менеджмент</B><BR>Телевизор. На экране футбольный бар. Люди. Один из болельщиков просит его не снимать: он только что сбежал с работы. Второй лезет в камеру, направленную на него, и заявляет -- мол, классный у меня работодатель, сам отпустил. Почувствуйте разницу.<BR>По мнению специалистов, в руках умелого руководителя внешние события -- это прежде всего возможность, а не угроза. Так, например, чтобы увеличить лояльность персонала и приподнять командный дух, топ-менеджер может организовать коллективный просмотр. "Нужно извлекать из ситуации все, что можно, например, подъем патриотических чувств, сопровождающий выигрыш на футбольном поле или прорывы в международной политике. С другой стороны, можно использовать и внешнюю опасность для сплочения менеджеров, -- добавляет Виталий Булавин, генеральный директор школы менеджеров "Арсенал". -- При этом во время какого-то неформального обсуждения или действия руководителю не обязательно брать на себя функции лидера, он может быть простым участником происходящего. Это параллельная ситуация, которая допускает существование неформального лидера".<BR>Любопытно, что похожие цели некоторые компании преследуют и в работе с партнерами. Вот какое объявление распространило петербургское представительство Microsoft в конце прошлой недели: "Разделяя Ваши патриотические чувства, приглашаем Вас на просмотр футбольного матча Россия -- Бельгия, сразу по окончании которого начнется наш партнерский семинар. Матч будет транслироваться непосредственно в месте проведения семинара". То есть сразу после приветственного слова и перед основной частью. Вряд ли менеджеры Microsoft кроме всего прочего не учитывали, что партнеры в противном случае могли бы просто не прийти.<BR><BR><B>Крутой поворот</B><BR>Опытные персональщики призывают поворачивать ситуации таким образом, чтобы реакция на них доносилась не со стороны курилки, а от администрации.<BR>"Если отталкиваться от концепции, которую я проповедую, работник и работодатель должны быть партнерами, -- заявляет Сергей Мордовин, ректор ИМИСП. -- И в этой связи я уверен, что внешние события нельзя оставлять без внимания. Они в любом случае вне нашего контроля, и на людей все равно будут влиять. Это касается не только чемпионата, но и выборов, чего угодно: нужно все это проживать вместе с коллективом, тогда эффективность в такие дни не только упадет, но даже вырастет". Любопытным образом феномен внешнего события недавно использовал "Газпром": на праздник сабантуй он отправил всех выпускников программы "МВА-Газпром" в Казань. Компания использовала не имеющий отношение к большинству менеджеров праздник для внутрикорпоративных целей. "Внешним событием может быть также любой праздник, не имеющий непосредственного отношения к компании, но затрагивающий или сотрудников, или партнеров", -- продолжает свою мысль Сергей Мордовин.<BR><BR><B>Кто не с нами, тот против нас</B><BR>"У нас были случаи, когда сотрудники просили остаться в офисе ночью на просмотр, -- рассказывает Виталий Булавин. -- Дело в том, что в офисе есть проектор, позволяющий проецировать изображение на всю стену. Бороться с природой бессмысленно -- это только увеличит диссонанс в коллективе. Нужно почувствовать вектор настроения в команде, если же руководитель будет идти против течения, могут возникнуть проблемы".<BR>Как пример, Виталий Булавин поведал историю, связанную с взрывами в Москве: когда некоторые сотрудники пожелали отправиться сдавать свою кровь, излишняя прагматичность начальника не смогла бы не навлечь на голову руководителя проблемы.<BR><BR><B>Король Гол</B><BR>Богдан Большаков, директор по персоналу центра "Кей", считает, что не всегда технологический процесс можно принести в жертву событию. "Наши сотрудники интересовались по поводу просмотра во время чемпионатов, но это невозможно: магазины должны работать. Другое дело, что тут же самоорганизовалась инициативная группа, которая в интранете стала поставлять последние сводки с матчей. Также у нас есть возможность предоставлять сотрудникам помещение для обсуждений после рабочего дня". То есть в силах менеджера хотя бы воспользоваться врачебной практикой -- не навредить. Правда, все-таки на отдел персонала "Кей" нагрузка увеличилась. "С начала чемпионата резко возросло количество желающих играть в футбол, -- сетует Богдан Большаков. -- Причем на открытых площадках, а в городе с ними проблема".<BR>