Пора повсеместно учить китайский язык

На переговорах о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) вопрос о доступе иностранцев на российский рынок труда не обсуждался до поры до времени. Когда Китай потребовал фактически открыть границы России для своих граждан, российские пе

<BR><BR>На переговорах о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) вопрос о доступе иностранцев на российский рынок труда не обсуждался до поры до времени. Когда Китай потребовал фактически открыть границы России для своих граждан, российские переговорщики оказались к этому не готовы.<BR>По правилам ВТО, любая страна, желающая присоединиться к этой организации, должна договариваться как с руководством международной организации, так и отдельно с каждым государством, входящим в нее. Россия -- не исключение и может стать членом ВТО лишь после того, как проведет двусторонние консультации с каждым из членов ВТО. На правах члена ВТО Китай выдвинул ряд собственных, весьма жестких требований к России.<BR><BR><B>Китайские оговорки</B><BR>Китай присоединился к ВТО совсем недавно, в декабре 2001 года. Переговоры о вступлении продолжалась более 15 лет, с конца 1985 года. При вступлении Китай принял на себя 230 дополнительных обязательств. Например, он обязан открыть внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в особых экономических зонах. Кроме того, в течение 15 лет после вступления Китай не может прибегать к помощи системы разрешения и урегулирования споров, которая существует в ВТО.<BR>Предложения Китая касаются уровня импортных тарифов, условий доступа на рынок услуг и доступа на рынок рабочей силы. По большинству позиций экспортируемых в Россию товаров Китай предложил ограничить предельный уровень пошлин ставками в диапазоне от нуля до 5%. Китай также настаивает на том, чтобы период перехода к новым ставкам пошлин был предельно коротким: не более 2-3 лет. Россия пока борется за переходный период в 5-7 лет. Что касается доступа на рынок рабочей силы, Китай настаивает на том, чтобы его граждане могли работать в России без регистрации и лицензий. Сейчас иностранцы могут работать в России лишь при наличии подтверждения Миграционной службы РФ на право работы в России. Разрешение миграционной службы на привлечение иностранной рабочей силы должно быть и у работодателя.<BR><BR><B>Учет и контроль</B><BR>Как критическую расценивает ситуацию на рынке рабочей силы Петербурга и России руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу Дмитрий Чернейко. "Проблема на самом деле гораздо шире, чем просто проблема рынка труда. С одной стороны, не хватает как высококвалифицированных специалистов, так и низкоквалифицированных работников. С другой стороны, нет, пожалуй, самого главного -- нет стратегии развития города. Получается, что создаются рабочие места, никак не соотносящиеся с реальными возможностями наличного населения.<BR>Конечно, сейчас необходимо в срочном порядке проводить реформу профессионального образования. Но гораздо важнее определить, какую экономику надо создавать в нашем городе и какие при этом будут возникать рабочие места. Только после ответа на этот вопрос логично принимать решение либо о привлечении рабочей силы из других субъектов федерации, государств, в том числе и Китая, либо ориентировать работодателя на создание тех рабочих мест, которые будут соответствовать возможностям населения нашего города".<BR>Рынок труда Петербурга отличается интенсивным движением кадров при дефиците рабочей силы; ростом числа вакантных рабочих мест; ростом числа лиц, обратившихся в Службу занятости в поисках работы. По данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, на 2 июня 2002 года численность безработных, состоящих на учете, составила 18.596 человек. В банке вакансий имелась информация о 78.171 вакантных рабочих местах, из них 74,8% -- по рабочим профессиям.<BR>По мнению Дмитрия Чернейко, в России отсутствует система контроля и регулирования перемещения трудовых ресурсов. "На Западе такая система есть, причем продуманная и отлаженная до мелочей. Например, в Финляндии служба занятости, просчитывая увеличение дистанционных рабочих мест, учитывает снижение нагрузки на транспорт и увеличение загруженности телекоммуникационных сетей. В США ежегодно принимаются законодательные акты, определяющие квоты на приток иммигрантов. Если США декларируют, что могут принять не более 800 тысяч человек в год, это значит, что это количество иммигрантов вольется в страну без ущерба американским национальным интересам. Мы не представляем тот объем трудового ресурса, который можем спокойно интегрировать в свою культуру и экономику".<BR><BR><B>Завтра будет поздно</B><BR>По данным Госкомстата РФ, из России ежегодно уезжают до 250 тысяч квалифицированных специалистов. В последние годы наблюдается устойчивый рост числа россиян, выезжающих в целях краткосрочной трудовой деятельности за границу по контролируемым государством каналам. С 1994 по 2000 год их численность выросла с 8 тысяч до 40 тысяч человек в год.<BR>По индексу социального развития Россия занимает место в восьмом десятке, по уровню здравоохранения -- в тринадцатом десятке стран мира. Демографические потери страны в 1990-х годах составили 8 млн человек. После 2005 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, которая будет достигать 1 млн человек за год. Если в стране начнется экономический подъем, важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов в будущем может быть только трудовая иммиграция.<BR>Согласно прогнозу Госкомстата до 2016 года, численность трудоспособных граждан и его доля во всем населении будут увеличиваться вплоть до 2005 года и составит 89,8 млн человек (63,6%). С 2005 года неизбежно сокращение, и в 2016 году останется 80,4 млн человек трудоспособного возраста (59,9% от всего населения).<BR><BR><B>Иностранцев контролирует Миграционная служба</B><BR>Правила приема на работу граждан иностранных государств на территории России установлены Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года №2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", утвердившим Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы.<BR>В данном указе определен порядок привлечения иностранных граждан на работу. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право работать в России при наличии специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы у работодателя и подтверждения на право трудовой деятельности в России у работника.<BR>Вопросами привлечения и использования иностранной рабочей силы в России занимается Федеральная миграционная служба России. Петербургские работодатели, желающие нанять иностранных граждан, должны получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в Федеральной миграционной службе, а подтверждение на право трудовой деятельности у работника -- в миграционной службе Петербурга.<BR>За несоблюдение указанных требований работник подвергается штрафу в виде депортации из России за счет работодателя.<BR><BR><B>В России все больше иностранцев</B><BR>Приток иностранной рабочей силы на российский рынок труда увеличивается. По данным Госкомстата, в течение 2001 года на предприятия и стройки страны было привлечено свыше 280 тысяч человек. Это на 33% больше, чем в 2000 году. Крупнейшими импортерами иностранной рабочей силы являются Москва (треть от всей привлекаемой иностранной рабочей силы) и Ханты-Мансийский автономный округ -- около 10%. Стабильными потребителями иностранной рабочей силы являются также Ямало-Ненецкий автономный округ, Приморский и Хабаровский края, Амурская область.