Продавцы спорттоваров не собираются отбрасывать коньки

Продажи спортивного и туристского снаряжения в Петербурге увеличиваются вслед за ростом интереса петербуржцев к занятиям спортом и к активному отдыху.

<BR><BR>Продажи спортивного и туристского снаряжения в Петербурге увеличиваются вслед за ростом интереса петербуржцев к занятиям спортом и к активному отдыху.<BR>По данным "Фонда Информационных Технологий", импорт спортивного снаряжения и инвентаря в I квартале 2002 года увеличился на 145% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И превысил отметку $9 млн.<BR>Торговцы спортинвентарем утверждают, что прирост продаж по некоторым видам снаряжения и оборудования составляет по 20% ежегодно на протяжении последних 3 лет. Сначала быстрее всех росла реализация снаряжения для игры в большой теннис и роликовых коньков. На смену им приходят снаряжение и экипировка для лыжных видов спорта и велоспорта.<BR>Зато веяниям моды в России не подвержены спортивная обувь, различные приспособления для единоборств и игровых видов спорта. Самая популярная игра в России -- футбол. Им занимаются 1,3 млн человек. Далее следуют баскетбол, волейбол. Отсюда кеды, бутсы и мячи.<BR><BR><B>Бедные люди</B><BR>Государство -- прежде крупнейший покупатель спорттоваров в России -- в ближайшие 2-3 года вряд ли сможет влиять на рынок так, как это было лет 20 назад. В начале 1990 года бюджетное финансирование спортивных залов сократилось. С сокращением выделяемых из федерального бюджета средств на спорт у российских производителей похудели портфели заказов на тренажеры и оборудование. В 2002 году объем выделяемых на спорт средств не превысил 8 рублей на одного жителя страны.<BR>Спортивные клубы -- главные покупатели спортивного инвентаря в развитых странах -- пока только набирают обороты. Общий уровень доходов россиян не позволяет им тратиться на дорогостоящие предметы для занятий спортом и ходить в клубы, где за одно посещение надо выложить в среднем $10.<BR>Годовые расходы одного петербуржца на спортивные залы составляют 65 рублей. И ежегодно эта сумма увеличивается на 4-6%. Ничтожный прирост, если учесть, что инфляция не опускается ниже 10% в год, а доллар США ежегодно растет более чем на 7%.<BR>Маркетологи ожидают дальнейшего роста спроса на спорттовары в России вместе с ростом экономики, так как стремление к активному и здоровому образу жизни свойственно населению развитых стран.<BR>Так, например, в США физкультурой и спортом занимаются 40% населения, в Германии -- 60%, а в России этот показатель пока не превышает 10%.<BR><BR><B>Рынок спорттоваров</B><BR>Рынок спортивных товаров в России в значительной мере -- на 40-65% в зависимости от вида товара -- принадлежит иностранным производителям.<BR>Собственное производство аксессуаров для спорта в России развивается по инерции, и его движущая сила с каждым годом угасает. Основное достоинство российской продукции -- цена. А по потребительским свойствам она значительно отстает от аналогов, поставляемых с Тайваня, из Китая, Кореи, США, стран ЕС.<BR>Более 50% оборота рынка спортинвентаря приходится на Москву и Петербург. Наиболее прибыльные для торговцев товары -- тренажеры, инвентарь для единоборств (боксерские перчатки, груши и т.д.).<BR>Основной покупатель этих товаров -- спортивные залы. По данным "Комкон СПб", менее 2% семей имеют дома тренажер, а данных о грушах и боксерских перчатках нет и вовсе.<BR>Граждане приобретают преимущественно теннисные ракетки для большого и настольного тенниса, мячи и прочий мелкий инвентарь. Спрос на подобные товары резко возрастает летом.<BR><BR><B>Одежда и обувь</B><BR>Примечательно, что половина продаваемой в России спортивной одежды и обуви используется не для занятий спортом, а для пополнения гардероба.<BR>Моду на одежду диктуют престижные фирмы, такие, как Adidas, Nike, Reebok и им подобные. Их продукция продается в специализированных салонах-магазинах. Правда, высокий уровень цен делает фирменную торговлю малодоступной для большинства населения.<BR>На покупку амуниции более половины петербуржцев тратят менее $50 в год и предпочитают приобретать ее на рынках. Предприниматели, поставляющие в Россию азиатский ширпотреб с вышивками и наклейками известных фирм спорттоваров, захватили 65% совокупного объема продаж спортивной одежды и обуви.<BR><BR><B>Искусство торговать</B><BR>Политика ценообразования в спортивных магазинах достаточно проста.<BR>На большинство более или менее ходовых спортивных товаров торговцы "накручивают" обычно 50% от закупочной цены. На модную и дорогую импортную продукцию наценка может составлять несколько сотен процентов.<BR>Не только мода, но и погода оказывает существенное влияние на розничные продажи спортивного инвентаря.<BR>Несмотря на растущую популярность лыжных видов спорта и сноуборда, объем продаж этой продукции зимой 2001/2002 года в Петербурге оказался по меньшей мере в 1,5 раза ниже ожидаемого. Виновата слишком теплая, не зимняя погода, уже не первый год не оправдывающая ожиданий физкультурников.<BR>О падении продаж зимнего спортинвентаря свидетельствует таможенная статистика о нетипичном снижении цен на ледовые коньки, лыжи, экипировку в начале 2002 года (см. таблицы).<BR>Прогадав с зимним ассортиментом, розница подготовилась встретить лето во всеоружии. Товар уже завезен, крупные спортивные фирмы и магазины начали весенне-летние рекламные кампании.<BR><BR><B>Сядем на велосипеды</B><BR>Этим летом продавцы рассчитывают продать немалое количество велосипедов.<BR>Они уверяют, что в последние 2 года спрос на двухколесное транспортное средство в Петербурге прирастал на 15-20%. И эта тенденция сохранится еще 2-3 года.<BR>Заметно увеличилось число торговых точек, велосипеды хотя бы в одном экземпляре представлены не только в магазинах, но и на петербургских рынках, у станций метро.<BR>В большинстве случаев предлагается не дорогая импортная техника, а дешевые белорусские и российские велосипеды, внешне похожие на иностранные модели.<BR>Преимущество российских и белорусских велосипедов перед импортными в цене.<BR>Отечественные предприниматели налаживают производство современных велосипедов в России из импортных комплектующих. Один из пионеров в этом деле -- ООО "Твел" удерживает цену на свои велосипеды на 40-50% ниже, чем стоят дешевые импортные модели.