"Северная верфь" готова раскошелиться в пределах разумного

Одним из побочных результатов этого конфликта стала проверка петербургского ОАО "СЗ "Северная верфь" специалистами Счетной палаты России. Сейчас стали известны ее подробности.

<BR><BR>Одним из побочных результатов этого конфликта стала проверка петербургского ОАО "СЗ "Северная верфь" специалистами Счетной палаты России. Сейчас стали известны ее подробности.<BR>Глава СП Сергей Степашин считает, что судостроители должны государству 812 млн рублей, и уже доложил о результатах проверки Президенту РФ.<BR>Главным предметом работы контролеров являлась проверка законности, полноты и своевременности возмещения в федеральный бюджет "Северной верфью" расходов на строительство двух эскадренных миноносцев проекта 956ЭМ, проданных в КНР в 1999-2000 годах. Эти корабли, находящиеся в степени технической готовности на 70,2% и 44,1%, перешли в собственность ОАО "Северная верфь" в процессе приватизации предприятия в 1997 году. Тогда заказчиком эсминцев считалось Министерство обороны РФ, оно же и оплачивало строительство, на которое было затрачено свыше 180 млн рублей.<BR>В июле 1997 года Правительство РФ определило, что эсминцы будут предназначены не для российского, а для китайского флота. "Северная верфь" достроила их, получив за это около $620 млн. Совместная комиссия Минфина, Минобороны и "Северной верфи" после почти трехлетних согласований определила величину компенсации, которую верфь должна выплатить бюджету, -- 182 млн рублей. Однако механизм выплаты не был определен до последнего времени.<BR>Между тем проверка СП установила "ряд существенных нарушений и недостатков в деятельности федеральных органов исполнительной власти в части защиты государственных интересов в процессе реализации указанных эсминцев, возмещения в федеральный бюджет средств, затраченных Минобороны РФ на их строительство, а также существующие пробелы в действующем законодательстве по вопросам прав собственности на незавершенное производство, выполненное за счет государственных средств в рамках государственного оборонного заказа". По мнению специалистов СП, боевые корабли, которые оставались в составе гособоронзаказа и никоим образом не должны были оказаться в составе приватизированного имущества, перешли в собственность "Северной верфи" "в результате действия (бездействия) должностных лиц Минобороны России и других органов исполнительной власти".<BR>Поскольку эсминцы давно ушли в Китай, говорить можно только о возмещении убытка госбюджета и наказании виновных. СП считает, что средства должны быть возвращены с учетом индексации. Это увеличивает сумму в четыре с лишним раза (Сергей Степашин назвал 812 млн руб.). Скорей всего, величина компенсации станет предметом торга между государством и руководством холдинга "Новые программы и концепции", которому принадлежит "Северная верфь". Пока что официальная позиция НПК заключается в готовности вернуть первоначально определенную сумму в 182 млн руб., как только будет предложена схема возмещения.