Национальную безопасность сохранят в агентстве

Анекдот: приходит актер вечером домой после спектакля, там -- полный разгром, жена и ребенок избиты и связаны. "Что случилось, дорогая?" -- "Приходил твой агент, -- рыдая, отвечает жена. -- Все ценное вынес и нас покалечил". -- "Понятно. А насчет работы н

<BR><BR>Анекдот: приходит актер вечером домой после спектакля, там -- полный разгром, жена и ребенок избиты и связаны. "Что случилось, дорогая?" -- "Приходил твой агент, -- рыдая, отвечает жена. -- Все ценное вынес и нас покалечил". -- "Понятно. А насчет работы ничего не говорил?"<BR>Петербургским актерам пока не грозят такие страдания с поиском работы, их муки намного сильнее: у них нет личных агентов, как у Олега Меньшикова. А существующие актерские агентства практически не работают. Недавнее официальное объявление об открытии продюсерского центра "Брат" Михаила Пореченкова, более известного широким массам под псевдонимом агент национальной безопасности, взволновало весь артистический Петербург. Кого-то удивило название нового предприятия, кого-то взбудоражил приход сильного конкурента на рынок. Как бы то ни было, "Брат" наделал много шума, и прежде всего потому, что кроме собственно продюсерской деятельности, которую будет осуществлять центр, на его базе открылось актерское агентство. Как утверждают организаторы, "серьезное".<BR><BR>Who is who?<BR>Грань между серьезным и несерьезным крайне размыта: и те и другие имеют базу актеров, и те и другие занимаются их продвижением. Вся соль, по всей видимости, в том, насколько активно действует агентство. Помимо "Брата" в Северной столице около десятка агентств. Большинство из них образовывалось, как говорится, на пустом месте. В Москве, например, серьезные актерские агентства образованы при киностудиях, на базе ранее существовавших актерских отделов.<BR>При "Ленфильме", кстати, тоже есть актерская картотека, однако она, по агентурным данным "ДП", давным-давно не обновляется. А потому на кастинге в Петербурге зарабатывают околоактерские структуры или случайные люди. А вернее, пытаются заработать.<BR>Несмотря на то что Петербург считается сериальной столицей, продюсеры предпочитают набирать актеров в Москве, где этот бизнес уже давно поставлен на широкую ногу.<BR>По словам директора кинокомпании "СТВ" Сергея Сельянова, сейчас кинокомпания подбирает примерно 20% актеров через столичные агентства. "Например, на последнем фильме "Война" его компания работала с агентством "Макс", через которое нашли Эвклида Кюрдзидиса (роль Руслана) и заключили договор с Ингеборгой Дапкунайте", -- поведал Сергей Сельянов.<BR>В северной столице жизнь теплится понемногу, и то только потому, что находятся люди, которые не хотят упускать заработок, который сам идет в руки.<BR>Ведь с актерского сериального гонорара, который сегодня в среднем составляет $200-300 за съемочный день, агентства получают до 25%. При этом делать практически ничего не надо.<BR>Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ актер Николай Буров рассказал, что 2-3 раза в месяц ему звонят из какого-нибудь актерского агентства с просьбой подать свои данные в их базу. "Я их называю "кровопийцами", потому что, во-первых, они выступают лишь в качестве посредников между актером и работодателем, а во-вторых, берут просто грабительские проценты", -- возмущается Николай Буров.<BR>"Брату" Буров склонен доверять прежде всего потому, что во главе стоят не бывшие работники актерских картотек, а актеры, которые испытали все на собственном опыте.<BR>"Сами ребята довольно популярны и не нуждаются в агентстве, но в состоянии оказать помощь другим, молодым и неизвестным. К тому же при их центре работают три юриста, специализирующихся на авторских и смежных правах. А найти специалистов в этой сфере довольно сложно", -- считает он.<BR><BR><B>Биржи для актеров</B><BR>Петербургские актерские агентства со скрипом рассказывают о своей работе. Ясно одно, что большинство из них выступают в качестве актерских бирж труда: нужен кому-то актер -- выбирай в картотеке, не нужен -- ну и ладно. В брачных агентствах подчас бывает больше внимания к кандидатам. Практически ни в одном не могут внятно рассказать, каким образом осуществляется продвижение актеров, состоящих в базе агентства. Как правило, все ограничивается пассивным ожиданием появления работодателя, которому демонстрируют картотеку, состоящую из профессионалов и статистов. "У нас в базе примерно 4 тысячи человек, из них только около 1000 -- профессиональные актеры из петербургских театров, остальные статисты.<BR>Мы делаем ставку на нераскрученных актеров. Подбираем варианты в основном для сериалов и клипов. Главным образом к нам приходят ассистенты по актерам, которые просматривают нашу базу и отбирают нужных людей. Пока особо похвастаться нечем -- мы существуем менее года и вначале эффективно набирали базу. Так что сейчас только начинаем выходить "на уровень", -- оправдывается генеральный директор интернационального модельного и актерского агентства "Элит" Борис Игнатьев.<BR><BR>А что у вас?<BR>Справедливости ради стоит отметить, что и в новоявленном "Брате" пока тоже не очень-то понимают, как именно будут раскручивать актеров, вошедших в базу.<BR>Основная надежда на звездность инициаторов создания центра и на известность вошедших в базу актеров. А еще на демпинг -- руководители "Брата" сообщили, что за свои услуги они намереваются брать максимум 10% от актерского гонорара.<BR>В базу "Брата" вошли популярные сериальные актеры -- Андрей Краско ("Агент национальной безопасности"), Андрей Федорцов ("Брат", "Убойная сила"), Настя Мельникова ("Улицы разбитых фонарей"), Сергей Селин ("Улицы разбитых фонарей"). Набор, как и следовало ожидать, осуществлялся "по знакомству".<BR>Но и в это вроде бы родное актерское агентство пока не удалось привлечь ни народных, ни заслуженных артистов из Петербурга. Глава Актерской гильдии Евгений Леонов-Гладышев объяснил свое невступление ни в какое агентство так: "Пока меня не позвали", а Буров сказал: "Честно говоря, у меня и так много дел". "Весь цивилизованный мир существует за счет агентуры. Это оправдало себя. Правда, пока ребята находятся в эйфории, набрали своих "дружбанов"... Когда начнутся "трудовые будни", они столкнутся с массой проблем и сложностей. Практически невозможно договориться с продюсером, навязать ему снимать именно этого актера. Продюсеры вообще люди несговорчивые", -- считает Евгений Леонов-Гладышев.<BR>Кстати, некоторое недоверие есть и в среде самих актеров, уже состоящих в базе "Брата". "В принципе, агентство берет на себя труд посредника -- договаривается с работодателем о гонорарах и правах актера. Но исторически сложилось, что актер сам обсуждает свои гонорары с продюсером. Думаю, что эта система еще долго проживет", -- скептичен один из "сериальных" актеров из "братской" базы, по понятным причинам не пожелавший себя назвать.<BR><BR><B>Пряники</B><BR>Правда, у Михаила Пореченкова и его партнера по бизнесу малоизвестного предпринимателя Михаила Хейфеца заготовлен рояль в кустах, на который должны польститься многие актеры. Они намерены оказывать опять же "серьезную" юридическую и посредническую поддержку.<BR>По утверждениям юриста центра Инессы Юрченко, за 3 месяца неафишированной работы актерского агентства удалось повысить гонорары нескольким актерам примерно на 1/3. "На киностудиях с актерами особо не церемонятся, а нам разговор об актерских деньгах вести проще. Конечно, сначала предлагают небольшие гонорары, но, если конкретный актер действительно нужен, работодатель идет на любые условия.<BR>На сегодняшний день мы заключили семь контрактов между работодателем и актером", -- сообщила Инесса Юрченко. Под контролем юристов центра "Брат" оказались также вопросы о незаконном использовании актерского лица в рекламе. (В.К.)<BR><BR>Сергей Сельянов, директор кинокомпании "СТВ", снимавшей фильмы "Брат" и "Брат-2":<BR>"Для меня создание центра "Брат" -- абсолютная новость. Наша марка "Брат" защищена, но не по позиции "актерское агентство" или "продюсерский центр". Так что, видимо, ничего не сделаешь. Хотя я считаю, что деловая этика в таких случаях предполагает согласование, нам же никто ничего не сказал. Начали они плохо. Естественно, мы постараемся с ними не сотрудничать и не советовали бы делать это другим".