Суд проявил власть

Уставный суд Петербурга постановил, что правовое обеспечение правительства -- компетенция Канцелярии администрации Петербурга, а не Административного комитета администрации Петербурга.

<BR><BR>Уставный суд Петербурга постановил, что правовое обеспечение правительства -- компетенция Канцелярии администрации Петербурга, а не Административного комитета администрации Петербурга.<BR>Фактически суд создал правовую основу для признания недействительными всех нормативно-правовых актов, в подготовке которых участвовал Административный комитет администрации Петербурга.<BR>Только законов после 14 мая 2001 года (даты создания Административного комитета) в Петербурге было принято более 80.<BR>Официальные юристы исполнительной власти оказались не готовы к столь радикальному решению Конституционного суда субъекта Федерации и взяли тайм-аут на обдумывание.<BR>Юристы Законодательного собрания признали: "Оспорить трудно, но можно. И желающие обязательно найдутся".<BR>Официальное признание трудности легко объяснимо: ни исполнительная, ни законодательная власть не заинтересованы в подталкивании физических и юридических лиц к пересмотру законодательной базы. Предпочитая делать это самостоятельно.<BR><BR><B>Нормотворческий</B><BR><B>кризис</B><BR>"Суд прекрасно понимал, что ситуация сложная. Однако запрос поступил, и суд обязан его рассмотреть и вынести решение", -- говорит начальник отдела общественных связей Уставного суда Петербурга Ольга Тульсанова.<BR>Суд постановил, что осуществление правового обеспечения деятельности губернатора и правительства Петербурга возлагается исключительно на Канцелярию администрации Петербурга.<BR>"Пути выхода из кризиса -- это компетенция исполнительной власти. Тем более что уже при создании Административного комитета поднимался вопрос о возможных юридических последствиях", -- уверены в Уставном суде.<BR>В Административном комитете вчера не нашлось специалиста, способного прокомментировать ситуацию и рассказать о планах по выходу из кризиса. В Законодательном собрании Петербурга говорят о том, что администрация Петербурга просит депутатов позволить представлять вносимые исполнительной властью законопроекты главным специалистам всех структурных подразделений. По мнению депутатов, это показывает полную растерянность исполнительной власти.<BR><BR><B>Парламент отстаивает законы</B><BR>Депутаты Законодательного собрания Петербурга, инициировавшие разбирательство в Уставном суде, считают, что ситуация могла бы быть менее критичной, если бы в структуре Канцелярии была создана правовая служба и через нее проходили бы все готовящиеся чиновниками нормативно-правовые акты. Депутаты Законодательного собрания Петербурга, а также Юридическое управление ЗС неоднократно извещали администрацию о неправомочности выделить Административный комитет в отдельную структуру, и Закон "О структуре администрации" отклонялся несколько раз.<BR>Однако председатель Административного комитета Михаил Михайловский (ныне член Совета Федерации) настоял на перестройке администрации.<BR>Инициировавшие судебный процесс законодатели уверены, что в судебном порядке могут быть оспорены все нормативно-правовые акты правительства и губернатора Петербурга, принятые после вступления в силу Закона о структуре администрации (принят 20.04.01 №266-40), который выделил Административный комитет из структуры канцелярии. В том числе и Распоряжение администрации Петербурга от 14 мая 2001 года №185 о формировании Административного комитета.<BR>Кроме того, все решения судов, в которых принимали участие представители администрации по доверенности председателя Административного комитета Михаила Михайловского, также можно оспорить в суде, ссылаясь на нарушения процессуального законодательства.<BR>По словам начальника Юридического управления Законодательного собрания Петербурга Светланы Коноваловой, наверняка найдутся желающие оспаривать и законы, которые вносили губернатор и Правительство Петербурга, однако, скорее всего, возникнут сложности с доказательством процессуальных нарушений.<BR><BR><B>Судебная практика</B><BR>"Решение Уставного суда автоматически не отменяет действия законов. Однако если губернатор Петербурга, Законодательное собрание, группа депутатов или органы местного самоуправления муниципальных образований обратятся в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу Петербурга нормативно-правовых актов, принятых после 14 мая, то суд будет обязан их рассмотреть", -- говорит Ольга Тульсанова.<BR>Сложнее дело обстоит с физическими и юридическими лицами, обделенными правом обращаться в Уставный суд.<BR>Если нормативные акты, вступившие в силу после создания Административного комитета, породили правоотношения, ставшие предметом судебного разбирательства, то граждане или юридические лица могут попытаться использовать решение Уставного суда в свою пользу.<BR>Однако на вопрос, примут ли арбитражные суды и суды общей юрисдикции ссылку на решение Уставного суда, может дать ответ только практика.