Милицейские сериалы кормят петербургских каскадеров

Имидж криминальной столицы России, прилипший к Петербургу, несмотря на все его отрицательные стороны, на руку самым смелым и отчаянным горожанам, а именно каскадерам.

<BR><BR>Имидж криминальной столицы России, прилипший к Петербургу, несмотря на все его отрицательные стороны, на руку самым смелым и отчаянным горожанам, а именно каскадерам.<BR>Конечно, местные трюкачи не получают зарплату у криминальных авторитетов, зато имеют стабильный доход от того несметного количества милицейских сериалов, которые снимают в Северной столице. Вот и сейчас многие из них уже начали готовиться к съемкам в продолжении "Бандитского Петербурга"<BR><BR><B>Петербургское лобби</B><BR>В Петербурге примерно 50 каскадеров. Большая часть из них объединилась в гильдию. В отличие от подобных московских организаций, местная Гильдия каскадеров существует скорее формально, чем реально. Об этом, не скрывая, говорят и лидеры общественного объединения. "Мы пока решаем по большей части общие вопросы, пенсионным обеспечением, например, еще не занимаемся. Правда, помогаем нашим членам с поиском работы", -- рассказывает Олег Корытин, президент гильдии. Сергей Головкин, вице-президент гильдии, уточняет, что создавалась эта организация по подобию профсоюза. "Мы защищаем интересы каскадеров, способствуем разрешению всех вопросов по страховке", -- утверждает он.<BR>Из 50 петербургских профессионалов активно работает человек 15. Надо отметить (спасибо сериалам) -- все они почти постоянно при деле. Работа в сериалах считается достаточно проходной и неприбыльной, но зато она есть постоянно. Слава Богу, были сняты "Улицы разбитых фонарей", после которых жанр экшен (action) прочно и, похоже, надолго вошел в российские сериалы. А значит, услуги каскадеров будут востребованы. Причем услуги петербургских каскадеров, так как большинство нынешних экшен-сериалов снимается именно в Северной столице. Здесь дешевле.<BR>"Этот самый экшен в сериалах достаточно простенький. Бегают там, прыгают, а настоящих-то трюков нет, продюсеры еще не доросли до настоящих трюков, да и стоят они дорого", -- рассказывает Сергей Головкин.<BR><BR><B>Трудный вопрос</B><BR>Об оплате своего труда каскадеры говорят с неохотой, прямо-таки с болезненной неприязнью. Считается, что каждый договаривается о цене как может, и вывести даже общие средние расценки невозможно.<BR>В дорыночные времена профессия каскадера считалась в киношной среде одной из самых высокооплачиваемых. По тарифной сетке Госкино советским каскадерам платили столько же, сколько народному артисту СССР за съемочный день, а именно -- 56 рублей за дубль съемок. Разрешалось делать не больше двух дублей.<BR>"В принципе, в нашей стране еще ни один каскадер не получал за трюк больше $5 тысяч. Имеется в виду такой трюк, на котором можно и голову потерять", -- приоткрывает завесу тайны Сергей Головкин. Цифра, названная известным петербургским каскадером, кажется заоблачной. Особенно если учесть, что, по информации Ассоциации каскадеров России, в среднем каскадер зарабатывает в год $10-12 тысяч, и это при условии, что он выполняет не два и даже не три трюка в год. На Западе каскадеры получают оплату за каждую неделю труда плюс трюковые. Попасть в зарубежное кино петербургский каскадер может, о чем свидетельствует хотя бы фильм "Золотой глаз" про Джеймса Бонда. Сольные трюки в этом кино делали британцы, а вот трюковую массовку исполняли петербургские каскадеры.<BR><BR><B>Москва демпингует</B><BR>На оплату труда на трюковом рынке очень сильно влияют молодые каскадеры, которые частенько демпингуют. "Из Москвы приезжает молодежь, которая может и за $5 наняться", -- сетует Сергей Головкин. Как ни странно, именно столица с ее высокими заработками рушит весь рынок, на котором работают каскадеры. В Москве при объединении "Мастер" работает школа. Детей с 13 лет здесь обучают весьма специфическим предметам. Например, один из факультативов называется "горение". Школа "Мастер" в год выпускает ни много ни мало около 20 новоиспеченных трюкачей, они-то и рыщут в поисках работы за любые деньги.<BR>Кстати, из-за нежелания создавать себе конкуренцию в Петербурге от идеи создания школы отказались. "Были попытки организовать что-то подобное и у нас, но потом быстро поняли: а куда девать-то этих каскадеров, работы не так много", -- объясняет Сергей Головкин.<BR>Петербургские каскадеры -- в большинстве своем матерые профессионалы, работавшие еще при советской власти. В те стародавние времена они раз в 2 года проходили аттестацию при Госкино и получали разрешения на работу. Сейчас разрешений никто не получает, да и не спрашивает.<BR><BR><B>Трючная пара</B><BR>Дешевые исполнители портят представления продюсеров не только о размерах заработной платы профессиональных каскадеров, но и о том, сколько вообще должен стоить нормальный интересный трюк. Особенно это видно в тех самых многострадальных экшен-сериалах. Говорят, что иной раз только 1% бюджета сериала идет на работу каскадеров.<BR>"Например, работаем мы над "Бандитским Петербургом" и надо снять сцену с машиной. Берешь машину -- джип (ведь бандита на "Жигули" не посадишь). Готовишь эту машину, потом снимаешь сам трюк, в котором с ней что-то происходит, в результате разбивается фара, например. Что с этой машиной делать дальше -- непонятно, потому что эта фара стоит, как вся трюковая смета", -- описывает финансовые перипетии своих собратьев Сергей Головкин.<BR>В среднем не самая навороченная фара на иномарку стоит $250-300. "В сериалах платят в 2, а то и в 4 раза меньше, чем в большом кино", -- подтверждает Олег Корытин.<BR>Счастлив тот каскадер, который попадает в большую картину, то есть на съемки полнометражного фильма. Здесь можно и трюки интересные поставить, и жизнь себе на несколько лет вперед обеспечить.<BR>"Вот господин Герман сейчас начал новую картину снимать, рабочее название "Трудно быть богом", так каскадеры, которые с ним будут работать, считай, на ближайшие лет 5 работой обеспечены", -- объясняет Сергей Головкин.<BR>Трюки -- дело дорогое. Это понимают продюсеры и режиссеры большого кинематографа, а потому платят каскадерам больше, чем в сериалах. Даже обыкновенный, столь часто встречающийся в кино удар по голове бутылкой -- далеко не простое мероприятие. Для этого надо изготовить специальную бутылку, которая не причинит вреда актеру, но в то же время разобьется так же, а может быть, и более эффектно, чем настоящая.<BR>В прошлом году большая группа петербургских каскадеров снималась в картине Егора Кончаловского "Антикиллер". Постановщиками трюков были петербуржец Олег Корытин и москвич Игорь Новоселов. На съемках работали такие известные петербургские каскадеры, как Валерий Рыбин, Александр Баранов, Николай Павлюк. "Стоимость некоторых сцен там доходила до нескольких десятков тысяч долларов. Снимали мы, например, сцену нападения на банк в центре Москвы. В этой сцене было разбито 9 машин, причем все были класса Audi А8, Jaguar. Был даже один Hammer, но его мы разбить не смогли. Вот и посчитайте, сколько это стоило. В большом кино не как в сериалах -- тут не стоит задача сделать как можно более эффектный трюк с минимальными повреждениями", -- делится Олег Корытин.<BR><BR>