00:0021 января 200200:00
12просмотров
00:0021 января 2002
Петербургский рынок тренинговых услуг начинает структурироваться. Основные тенденции -- отраслевая специализация и долгосрочные контракты.
<BR><BR>Петербургский рынок тренинговых услуг начинает структурироваться. Основные тенденции -- отраслевая специализация и долгосрочные контракты.<BR>Условно все тренинги можно поделить на две группы -- психологические, ориентированные на личностный рост, и "командные", то есть имеющие отношение к процессам, распределению ресурсов. С последними прежде всего и связано развитие рынка, поскольку именно такие заказы востребованы у основного заказчика -- корпоративного клиента. Емкость петербургского рынка, по оценкам "ДП", лежит в пределах $3-6 млн в год. При этом наблюдается небольшой, но устойчивый рост, в среднем продажи тренинговых компаний увеличиваются на 10-15% в год. Стоимость заказа на один день к сегодняшнему дню увеличилась до $1000-1200, в отдельных случаях сумма достигает даже $2500. Как правило, такие цены диктуют московские игроки западного происхождения.<BR>Хотя и петербургские компании, специализирующиеся на тренингах, не останавливаются только на Петербурге. Лидеры местного рынка в среднем только 15-25% продаж отводят второй столице, остальное примерно в равной степени приходится на Москву и регионы.<BR><BR><B>Играющие тренеры</B><BR>Рынок тренингов бурно развивается, хотя круг компаний высшей ценовой категории, в общем-то, уже сформирован. Это "Инталев-Софт", Институт тренинга, "Новые возможности", западная компания "Меркурий". Другие известные западные игроки рынка, которые пришли в Москву вслед за представительствами транснациональных компаний, например CBSD и Team Training, в Петербурге свои офисы предпочитают пока не открывать.<BR>Как и компании, сформировавшие свое лицо, круг харизматичных тренеров также довольно узок. Очень часто они привлекаются к программам разных тренинговых компаний. Так, в психологии рекламы сильна Елена Петрова, в маркетинге и менеджменте -- Татьяна Солтицкая, в выстраивании миссии посредством техники НЛП -- Михаил Гринфильд, Петр Капустин -- в создании управленческих структур, управления персоналом и пр. Влияние имени в данном бизнесе затрудняет его развитие, в частности потому, что в большинстве тренинговых компаний тренеры стараются работать на себя.<BR><BR><B>Изменение личности</B><BR>По словам директора института "Новые возможности" Евгения Креславского, значительно смещаются акценты в содержании тренинга. Еще недавно тренинги по продажам были безусловным лидером, но за последний год обращения, связанные с тренингами по управлению для менеджеров высшего и даже среднего звена значительно увеличились. То же самое отметили в Институте тренинга. Хотя, по его данным, в общей сложности на первом месте до сих пор остаются тренинги по продажам, на втором -- по стратегическому управлению в условиях изменений, на третьем -- формирование команды. В будущем, по мнению специалистов, возможна четкая специализация тренинговых компаний как по разновидностям тренингов, так и по "сферам влияния", скорее всего, специализация ожидается в банковской, страховой сфере, а также сервисе.<BR>Меняется и структура рынка труда. В крупных петербургских компаниях берут на работу не только внутренних тренеров, но и тренинг-менеджеров. В частности, недавно тренинг-менеджер появился в штате завода "Вена". В транснациональных компаниях уже давно существует эта позиция. Например, на заводах "Филип Моррис" есть даже тренинг-отдел. В этой связи, как считает Евгений Креславский, возможно развитие такой услуги, как разработка программ для внутренних тренеров.<BR><BR><B>Дисквалификация</B><BR>По прогнозам, развитие компаний, предлагающих тренинги, будет идти по нескольким путям. Это или узкая специализация, которая подразумевает только тренинги и сопроводительный консалтинг, или же расширение комплекса услуг. Например, помимо тренингов -- предложения, связанные с краткосрочными семинарами и курсами повышения квалификации, а также по программному обеспечению, автоматизирующему управленческие процессы (что происходит в "Инталев-Софт").<BR>Вместе с этим, что наблюдается на других рынках, обслуживающих бизнес (например, рекламный, паблик рилейшнз, рекрутинговый и пр.), сформировав круг клиентов, тренинговые компании будут стремиться все больше увеличивать круг своих полномочий. Например, взяв на себя функции генерального подрядчика, составляющего и курирующего длительные обучающие программы, привлекая для этого субподрядчиков. К примеру, подобную услугу компания "Меркурий" предлагает как "корпоративный университет", могут быть и другие названия, но тем не менее сегодня все продавцы тренинговых услуг ориентируются на долгосрочные контракты. Это обусловлено спросом. По наблюдению генерального директора Института тренинга Нины Хрящевой, ситуация в бизнесе такова, что личность начинает "стоить" дороже, чем даже квалификация".<BR>