Газетные киоски прижали под землей

Из-под пера губернатора Петербурга Владимира Яковлева вышло распоряжение, которое ограничивает ассортимент газетно-журнальных киосков, расположенных на территории метрополитена.

<BR><BR>Из-под пера губернатора Петербурга Владимира Яковлева вышло распоряжение, которое ограничивает ассортимент газетно-журнальных киосков, расположенных на территории метрополитена.<BR>Ограничения не затронули аналогичные городские киоски вне территории метро. Их возможности были даже расширены за счет появления дополнительных товаров, разрешенных к продаже. Распоряжение, согласно которому ограничен ассортимент газетно-журнальных киосков, расположенных на территории метрополитена, подписано губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым в конце прошлого года. Предприниматели, держащие свои стационарные точки в вестибюлях и подземных переходах станций метрополитена, не могут теперь торговать парфюмерными, косметическими, галантерейными и некоторыми видами сопутствующих товаров. Нельзя также реализовывать безалкогольные напитки в индивидуальной упаковке, чипсы, орешки, Интернет-карты, мелкие электротовары и букеты.<BR>Право торговать дополнительной продукцией из городских газетных киосков предприниматели получили летом 1998 года. Тогда вышло Распоряжение губернатора №748-р, в котором приводился перечень товаров, разрешенных к продаже, при условии, что доля продаж газет и журналов в товарообороте будет не менее 50%. Теперь в этот список внесены изменения.<BR>Проект "ограничительного" распоряжения губернатора готовился чиновниками Комитета по печати и связям с общественностью администрации Петербурга. Основная цель, которая ставится городскими властями, по словам Юрия Макарского, заместителя председателя Комитета по печати и связям с общественностью администрации Петербурга, состоит в упорядочении торговли периодической печатью -- киоски должны быть специализированными. Однако, по данным специалистов, большая часть наземных стационарных киосков торгует чем угодно, но не прессой. Среди других причин -- обеспечение безопасности в метро ("к примеру, большие игрушки часто загораживают видимость"), а также возможность контроля со стороны налоговых органов за работой киосков, для которых чем меньше ассортимент продукции, тем проще работать.<BR><BR><B>Ущемили сильных</B><BR>Судя по всему, перестройка начинается с киосков, которые имеют самое выгодное положение из-за насыщенности пассажиропотока и имеют лучшее положение по сравнению с другими городскими точками, реализующими продукцию СМИ. <BR>Игроков на рынке торговли прессой большое количество. В лидерах специалисты называют компании "Роспечать", "Петропечать", "Метропресс", "Невапресс".<BR>По мнению Юрия Макарского, это даст возможность, например, торговым точкам, расположенным на прилегающей к станциям метро территории, скомпенсировать затраты, связанные с реорганизацией этих территорий в торговые зоны.<BR>"Путем урезания ассортимента хотят уравнять возможности киосков в метро и вне его", -- считает Лариса Горбенко, управляющая ООО "Союз издателей и распространителей" (СИР).<BR><BR><B>Ждем роста цен</B><BR>Жители Петербурга, пользующиеся услугами метрополитена, чаще всего приобретают печатную продукцию в киосках компаний ООО "Метропресс" и СИР, которые располагают самой широкой сетью: соответственно 78 и 45 киосков в метро.<BR>Незначительно печатная продукция в метро представлена компаниями "Роспечать".<BR>"Мы понимаем, что это удар для продавцов. Однако считаем, что, находясь в метро, для которого характерен высокий пассажиропоток, киоски смогут зарабатывать на расширении ассортимента печатной продукции, который сегодня далек от идеального, -- считает Юрий Макарский. -- Есть только одна просьба со стороны торговцев: вернуть им право реализации телефонных карт и Интернет-карт. Над этим вопросом мы размышляем". В "Метропресс" заявили, что они обратились с просьбой в администрацию города вернуть все запрещенные к торговле дополнительные позиции. Вдобавок в компании говорят, что в их киосках товарный ассортимент периодики самый большой в городе и в несколько раз выше по сравнению с конкурентами, работающими "на земле". Также специалистам компании непонятно, почему "запрещенными" товарами имеет право торговать любой арендатор, заключивший договор с метрополитеном. В "Метропресс" сложившуюся ситуацию называют нелепой.<BR>"Чиновники ударили по наиболее продаваемым позициям, которые позволяют в сезон затишья продаж прессы (летний период отпусков) поддерживать рентабельность киосков, -- сетует Сергей Маркелов, директор ООО "Метропресс". -- Прогнозирую, что при отсутствии каких-либо позитивных изменений рост цен на печатную продукцию из-за этого нововведения может достигнуть 20%".<BR>Кроме того, компания "Метропресс" планирует выйти "на улицу" и развивать свою сеть киосков вне подземки. Как сообщили в "Метропресс", компания в настоящее время на территории городских торговых зон имеет шесть газетных лотков.<BR>Лариса Горбенко уверяет, что, лишившись сопутствующего товара, который дает 10% от общего оборота, периодика на лотках СИР не подорожает. Узнав о планах "Метропресс", связанных с повышением цен на печатную продукцию, она заявила: "У "Метропресс" слишком большие аппетиты. Как они смогут поставить цены выше, чем у нас". По статистике, только 30% пассажиров метро обращают внимание на разницу цен периодики у различных продавцов.<BR>