Хлопушки и раскладушки делают под одной крышей

"Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит, праздник к нам приходит..." -- и так круглый год напевают себе под нос рабочие нескольких заводов в Ленинградской области.

<BR><BR>"Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит, праздник к нам приходит..." -- и так круглый год напевают себе под нос рабочие нескольких заводов в Ленинградской области.<BR>Эти предприятия носят простые, ничего не говорящие названия, оставшиеся еще с советских времен: "Авангард", "Сокол" и др. Все они производят товар стратегического назначения. Настолько стратегического, что реализация всего годового запаса занимает всего 1-2 месяца. Именно эти предприятия снабжают весь Северо-Запад и сопредельные регионы хлопушками, бенгальскими огнями, мишурой, гирляндами, фейерверками.<BR>Как ни странно, елочные игрушки в больших объемах на Северо-Западе не производит никто. Пару лет назад областной стекольный завод "Дружная горка" отказался от производства шаров и сосулек. Свято место пусто не бывает: В "Большом Гостином дворе" "ДП" сообщили, что елочные игрушки в универмаг в основном поступают из Москвы и Московской области.<BR>Hand made<BR>Хлопушки и фейерверки сродни хорошим сигарам. Это товар штучный, делают их вручную. На заводе "Авангард" -- единственном производителе хлопушек и бенгальских огней на Северо-Западе, на новогоднем производстве трудятся около 500 человек. Каждый работает в соответствии с квалификацией. Один человек может скрутить от 500 до 2000 хлопушек в смену. Всего же предприятие в год выпускает около 12 млн штук различных хлопушек с сюрпризами, конфетти, серпантином. Кроме того, здесь производят около 7 млн бенгальских свечей в год.<BR>"Авангард" -- наиболее успешное новогоднее производство из всех представленных в регионе. Праздничный ассортимент составляет примерно половину всей продукции завода. Помимо хлопушек здесь выпускают карнизы и раскладушки.<BR>Завод "Сокол" освоил производство фейерверков только 3 года назад. Огненные фонтаны и ракеты здесь также делают вручную, правда, немного по другой технологии. Над каждым фейерверком трудятся несколько человек: один прессует, другой режет картон и т.д. Пока производство здесь не очень большое. "Новогодние товары занимают, может быть, одну десятую от общего объема производства. В прошлом году мы произвели 8-10 тысяч фейерверков, в этом надеемся продать в 2-3 раза больше", -- рассказывает Ираида Иванова, менеджер ГП "Ленинградский завод "Сокол". О том, что на заводе производят еще, говорить нельзя: военное производство.<BR><B>Елки зеленые</B><BR>И только АОЗТ "Амфи-Лаконд" пошло дальше всех и освоило машинный труд. На предприятии стоят автоматы, вырезающие гирлянды и заготовки для елочных игрушек. Правда, склеивать игрушки все равно приходится вручную.<BR>К новогоднему бизнесу здесь относятся как к вспомогательному производству. "Наша основная продукция -- это конденсаторы. Производство искусственных елок и гирлянд мы начинали еще в советские времена, когда сверху спустили директиву, что на каждом предприятии должны выпускать товары народного потребления. Тогда завод начал делать из отходов своего основного производства мишуру и блестящие гирлянды", -- рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу АОЗТ "Амфи-Лаконд" Владимир Крупский.<BR>Сегодня предприятие делает все то же самое, но уже не из отходов, а из нормального сырья. И хотя новогодние товары приносят лишь 5% в общем объеме прибыли, бросать это занятие здесь не собираются. "Это очень выгодный бизнес, рентабельность -- 25-30%", -- уверен Владимир Крупский. Более того, на "Амфи-Лаконде" намерены модернизировать производство. В год здесь производят около 600 тысяч всех наименований гирлянд и игрушек.<BR><B>Не сезон</B><BR>Несмотря на всеобщее заблуждение, бизнес на новогодних товарах отнюдь не сезонный. Круглый год тети Клавы и дяди Миши на вышеуказанных заводах вырезают, строгают, пилят новогоднюю дребедень. Весной производство, по признанию директоров заводов, лишь немного снижает обороты. "Мы начинаем где-то в апреле, и потом до осени работаем на свой склад и на оптовиков", -- рассказывает Владимир Крупский. Та же история с хлопушками и фейерверками. "Мы каждый месяц выпускаем одинаковое количество хлопушек и бенгальских огней. Оптовики закупают у нас товар заранее", -- говорит начальник отдела сбыта АОЗТ "Гатчинский завод "Авангард" Анна Веролайнен. Непосредственно магазины начинают закупать новогодние товары с октября. К Новому году, а то и раньше, производители распродают все запасы. "У нас уже 1 декабря был пустой склад, а производить больше просто не хватает оборотных средств", -- сетует Владимир Крупский. У "Авангарда" другая проблема. Здесь тоже производят меньше, чем могли бы продать, но производить больше не позволяет отсутствие кадров. "Мы приглашаем людей за 3-4 месяца до сезона, чтобы они привыкли, научились крутить хлопушки, а они не выдерживают и уходят прямо к тому моменту, когда нужны больше всего", -- объясняет Анна Веролайнен.<BR>Так или иначе, все предприятия страдают от сезонного спроса на свой товар. "Весь год мы отвлекаем средства от основного производства, чтобы окупить наши затраты только перед Новым годом", -- объясняет Владимир Крупский.<BR>