00:0007 декабря 200100:00
398просмотров
00:0007 декабря 2001
Благодаря англичанину Генри Коулу почтовая служба и полиграфисты ежегодно в декабре многократно увеличивают свои обороты.
<BR><BR>Благодаря англичанину Генри Коулу почтовая служба и полиграфисты ежегодно в декабре многократно увеличивают свои обороты.<BR>Дело в том, что Генри Коул первым додумался извлекать выгоду из праздничных "знаков внимания". Первая рождественская открытка поступила в Великобритании в продажу 9 ноября 1843 года. Одна из них меньше месяца назад была продана за 20 тысяч фунтов ($28.300) на аукционе в британском городе Вилтшире.<BR><B>Лентяй</B><BR>Сэр Генри Коул занялся открыточным производством для того, чтобы изготовить подарок любимой бабушке. Во всяком случае легенда гласит, что нерадивому внуку попросту лень было ехать к родственнице на Рождество и он решил отделаться трогающей сердце открыткой. Коул попросил своего друга, художника Джона Хорсли, изобразить три поколения своего почтенного семейства (во главе с бабушкой, конечно). Что 26-летний мастер кисти и "свиртуозил" на картонке размером 5/3 дюйма (12 на 7 сантиметров). А внизу льстиво подписал: "Веселого Вам Рождества и счастья в Новом году!" Бабушка и была счастлива, получив такой художественный подарок. Меньше -- Коул, который из типографии вышел с тысячей "бабушек" (историки уверяют, что меньшее количество печатать полиграфисты отказывались). Одна открытка была отправлена бабушке, еще несколько -- друзьям Коула и Хорсли. Делать было нечего, и почтенный 35-летний государственный чиновник Генри Коул решил продать излишки тиража. Одну "рождественку" сэр Генри оценил в 1 шиллинг. Столько в то время получал чиновник в неделю. Этим полиграфический бизнесмен ограничил круг своих покупателей до высших слоев общества. Да и те покупали открытки неохотно: еще сильны были традиции, когда накануне больших праздников хорошим тоном считалось личное посещение. Поэтому, продав партию рождественских открыток "с бабушкой", Коул свернул свой бизнес.<BR>Сейчас в среде коллекционеров известно лишь о 12 сохранившихся открытках, придуманных Коулом и Хорсли.<BR><B>Опа-опа Америка-Европа</B><BR>Меж тем "дело" сэра Генри зажило своей второй жизнью в руках более предприимчивых людей, чем Коул. Английские полиграфисты принялись печатать открытки нескончаемыми тиражами, рассчитывая сделать кусочек картона модным дополнением к любому подарку. В оформлении чаще всего использовались мотивы традиционных рождественских обычаев: ветки вечной зелени -- падуба, плюща, омелы. Шотландцы любили изображать веточки вереска, перевитые тартановыми лентами (национальный символ Шотландии). Часто "позировали" на открытках Мария, Иосиф и младенец Иисус.<BR>Однако прибыли от открыточного производства стали действительно реальными лишь 20 лет спустя. В 1875 году американский издатель Луи Пранг организовал удачную рекламную кампанию открыток. Он объявил в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Через несколько лет открытки стали неотъемлемой частью любого поздравления. А усовершенствование (в первую очередь -- удешевление) системы почтовых отправлений позволило развиться открыточному производству в отдельную отрасль полиграфии.<BR>По сведениям некоторых источников, в России первая рождественская открытка появилась только в 1897 году. До этого потребители пользовались французскими и реже немецкими открытками с цветочным орнаментом и универсальным текстом "Поздравляю!". К созданию своих открыток русские отнеслись душевно: сюжеты писали хорошие художники, и все это благословлялось Церковью. Новый продукт пошел "на ура". В ближайшее же Рождество прилавки были завалены "тематическими" открытками.<BR><B>Потребительские рекорды</B><BR>За последние 100 лет открытки стали любимой игрушкой многих потребителей. В сентябре 1984 года Сьюзан Браун Николсон из города Лайсла, что находится в штате Иллинойс, приобрела одну открытку за $4400. Это была австрийская почтовая открытка 1869 года. На сегодняшний день сохранилось всего пять почтовых открыток тех лет из серии "Муча Уэверли".<BR>А канадец Ярод Бут с острова Солт-Спринг решил, что лучше больше и дешевле: к 1990 году он собрал 205.120 новогодних открыток.<BR>Самая большая поздравительная открытка была сделана и отправлена по почте в Джексонвилле, штат Флорида, США, 21 апреля 1989 года. Ее размеры -- 11,35 на 16,69 метра.<BR>А мистер Вернер Эрхард из Сан-Франциско только в декабре 1975 года умудрился отправить около 63 тысяч рождественских открыток.<BR>Еще два друга-американца, Фрэнк Роуз из Бурнаби и Гордон Луте из Лейк-Ковичан, ностальгируя по детству, посылают друг другу одну и ту же рождественскую открытку с 1929 года. (Н.В.)<BR>