Морской бизнес Петербурга ждет последствий войны

Террористические акты и военные действия в Центральной Азии незамедлительно повлияли на ситуацию на международном морском рынке. Петербургские компании на себе этого пока не ощутили.

<BR><BR>Террористические акты и военные действия в Центральной Азии незамедлительно повлияли на ситуацию на международном морском рынке. Петербургские компании на себе этого пока не ощутили.<BR>Результатом войны стало увеличение страховых взносов и, как следствие, появление так называемых военных надбавок к ставкам перевозчиков.<BR>Петербургские агенты океанских линий, на которых были введены военные надбавки, говорят о том, что основные последствия почувствуют сами судовладельцы.<BR>Российских компаний на рынке контейнеровозов практически нет, поэтому военные действия отразятся на петербургском, да и на российском рынке только косвенным образом.<BR>"Ставки на экспедиторские услуги не менялись, поэтому конкретно на нашей компании эти события практически не отразились", -- говорит Виктор Ящук, менеджер по маркетингу и продажам ООО "Русмарин".<BR><B>В мире -- труба</B><BR>В то же время мировые агентства заявляют о жесточайшем кризисе фрахтового рынка контейнеровозов. Судя по всему, кризис начался задолго до событий в США, и военные действия, скорее всего, лишь подтолкнут к банкротству некоторых судовладельцев. Менеджеры петербургских компаний в один голос заявляют, что с начала года ставки фрахта, особенно на юго-восточных направлениях, упали как никогда низко. "Это происходило из-за слишком большого тоннажа, работающего на этом направлении", -- объясняет Алексей Малышев, заместитель генерального директор ООО "Стар Марин Санкт-Петербург".<BR>Введение военных надбавок, скорее всего, усугубит ситуацию -- произойдет снижение грузопотока. Судовладельцы уже сейчас предпринимают шаги, чтобы скомпенсировать эти явления.<BR>По сообщению агентства Seanews, перевозчики -- члены New World Alliance (APL/NOL, MOL, HMM) сократили число судов с восьми до четырех на своем недавно открывшемся сервисе Европа -- Китай. CMA CGM и China Shipping Group также сокращают тоннаж своего сервиса Shanghai Express-Transpacific.<BR><B>В Петербурге</B><BR><B>все спокойно</B><BR>В то же время в Петербурге пока нет значительных изменений в объемах грузов на военно-опасных направлениях. "Конечно, какое-то снижение будет, но то, что оно будет крайне незначительным, я не сомневаюсь", -- выражает общее мнение Виктор Ящук, менеджер по маркетингу и продажам ООО "Русмарин".<BR>Скорее всего, с морских перевозок на этих направлениях уйдут дешевые грузы. "Есть грузы, по которым прибыль с контейнера составляет не более $200-500. Если военная надбавка равна этой сумме, то, скорее всего, грузоотправитель просто откажется от такой перевозки", -- считает Валентин Ильин, генеральный директор ООО "Формаг".<BR>Однако объемы этих грузов явно не волнуют петербургские компании. Уже сейчас большинство компаний-грузоотправителей соглашаются заплатить за военные риски.<BR>"Чаще всего российские фирмы пытаются переложить военные доплаты на плечи грузополучателя или отправителя, работающего в странах, которых эти риски касаются", -- размышляет Алексей Малышев.<BR>Кроме того, 2001 год оказался на редкость удачным: увеличение контейнерных перевозок практически в 2 раза при повальном снижении ставок заставляет смотреть на будущее вполне оптимистично. "Например, на направлении из Индии идет так много грузов, что некоторые компании согласны держать судно даже тогда, когда обратно в Индию оно практически ничего не везет", -- рассказывает Алексей Малышев.<BR>Хотя некоторые изменения уже сейчас произошли. Многие грузоотправители и экспедиторы, как, например, в ООО "Русмарин", предпочитают выбирать линии, не вводившие надбавки, или те, у которых их размер наименьший.