центр

Олеся Галкина

<BR><B>Олеся Галкина</B><BR><BR>Вводится новый порядок лицензирования туристической деятельности.<BR>С февраля следующего года на территории России вместо одной будут действовать три вида лицензий для компаний туристического бизнеса -- операторов, агентов и клубного туризма. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владимир Стржалковский.<BR>По его словам, разделение лицензирования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и направлено на регулирование разных видов туристической деятельности.<BR>Заместитель начальника отдела организации туристской деятельности и государственного управления туризма департамента туризма Министерства экономического развития и торговли РФ Ольга Артамонова считает, что разделение лицензирования туристической деятельности вполне обоснованно. "Ведь операторская туристическая деятельность отличается от агентской подобно тому, как оптовая торговля -- от розничной, -- говорит она. -- Это разные виды бизнеса, имеющие свою специфику, разный уровень ответственности".<BR>Более того, в Законе "Об основах туристической деятельности", который датируется еще 1996 годом, предусмотрено раздельное лицензирование туристического бизнеса. Однако только сейчас эта норма федерального законодательства начинает соблюдаться.<BR>По словам Ольги Артамоновой, стоимость лицензий для всех видов деятельности планируется сделать одинаковой.<BR>Помимо этого, готовятся поправки в правовые акты, регламентирующие туристическую деятельность. В частности, Госдума в настоящее время изучает предложения министерства по ответственности туристических компаний перед клиентами.<BR>"Сейчас, для того чтобы создать туристическую компанию, достаточно иметь 10 тысяч рублей в уставном капитале, -- говорит Ольга Артамонова. -- Сами понимаете, что с компании нечего взять в случае, если клиент пострадал. Увеличить уставный капитал -- значит убить малый бизнес. Но при этом потребитель останется незащищенным. Следовательно, должен быть найден оптимальный путь решения проблемы, чтобы не пострадал малый бизнес и чтобы клиент туристических компаний имел определенные гарантии. Возможно, будет придуман новый механизм финансовой ответственности туроператоров перед клиентами".<BR>Юристы --<BR><B>за ужесточение</B><BR>По мнению президента Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Артемия Котельникова, агентства должны нести гражданско-правовую ответственность. Поэтому, наверное, необходимо более жестко регламентировать регистрацию устава туристических компаний. Надо обязывать компании прописывать финансовую ответственность перед клиентами за предоставление некачественных услуг либо внедрять обязательное страхование ответственности туристических компаний.<BR>Иногда клиентам удается при помощи юристов отстоять свои права в суде в случае недобросовестной деятельности туркомпании. Однако это довольно сложно.<BR><B>Предприниматели</B><BR>Представители туристических агентств сомневаются в том, что законодательно прописанная ответственность что-то кардинально изменит на рынке. По их мнению, добросовестные компании и без того предусматривают в договорах с клиентами финансовую ответственность. Другое дело, что клиенты тоже бывают не всегда порядочными и зачастую требуют возместить им большие суммы, чем предусмотрено договором, либо предъявляют необоснованные претензии.<BR>По словам генерального директора агентства "Нептун трэвел" Ирины Сизовой, есть Закон о защите прав потребителей, на основании которого клиенты туристических агентств разрешают конфликты с фирмами в свою пользу. Однако каждая уважающая себя туристическая компания старается уладить конфликт с клиентом, не доводя дело до суда. Ведь любой публичный скандал -- это удар по репутации и эффективности работы компании на рынке.<BR>Однако в турбизнесе есть и свои нюансы. Например, агент не всегда может отвечать за качество продукта, который предоставляет оператор. А претензии, естественно, предъявляются клиентами к тому, кто этот продукт продал. Есть и недобросовестные компании, которые заведомо предоставляют некачественные услуги клиенту, и если возникает конфликт, просто регистрируют другую фирму с похожим названием и продолжают работать.<BR><BR><B>Виды туристической деятельности</B><BR>Туроператоры -- компании, которые готовят продукт, заключают договоры с гостиницами, авиакомпаниями и т.д., просчитывают конечную стоимость продукта.<BR>Агенты -- компании, которые имеют договор с туроператором и реализуют его продукт за комиссионные.<BR>Клубный турбизнес подразумевает включение в стоимость продукта полного комплекса услуг в так называемых клубных отелях. От обычных отелей клубные отели отличаются площадью.<BR>Как правило, это мини-города, где все предусмотрено для полноценного отдыха: бары, дискотеки, магазины, салоны, детские и спортивные площадки, бассейны и т.д.<BR>