В Коми строят "частную" дорогу

ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ) вкладывает в строительство железной дороги $72 млн.

<BR><BR>ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ) вкладывает в строительство железной дороги $72 млн.<BR>Железная дорога общей протяженностью 160 км соединит Средне-Тиманский бокситовый рудник и Уральский алюминиевый завод в Свердловской области. Первый участок протяженностью 67 км уже введен в эксплуатацию.<BR>Заказчиком и собственником дороги является ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания". Финансирование строительства осуществляется полностью из средств компании.<BR>Как сообщил "ДП" заместитель директора дирекции по строительству Средне-Тиманского бокситодобывающего комплекса и директор филиала "СУАЛ-Коми" Владимир Серый, Средне-Тиманское месторождение, расположенное в Коми, стало сегодня для СУАЛ единственной собственной сырьевой базой. Средне-Тиманский бокситовый рудник СУАЛ начала разрабатывать в 1998 году, тогда же компанией было принято решение строить железную дорогу. Для этого в июне 2000 года компания создала в Сыктывкаре свой филиал. Как считает Владимир Серый, подъездные железнодорожные участки существуют у многих российских предприятий, но полноценной частной железной дороги нет ни у кого.<BR><B>Слой опускается</B><BR>Сырьевая база СУАЛ на Урале почти исчерпана. На месторождении ОАО "Южно-Уральские бокситовые рудники" (ЮУБР) запасы бокситов заканчиваются, ОАО "Северуралбокситруда" (СУБР) ведет добычу с глубины 800 метров, причем слой ежегодно опускается на 20 метров, что значительно увеличивает себестоимость руды.<BR>Разведанные запасы Средне-Тиманского месторождения составляют 260 млн тонн -- больше трети разведанных общих запасов российских бокситов, причем 90% руды можно добывать открытым способом. Руда со Средне-Тиманского бокситового рудника будет поступать в первую очередь на Уральский алюминиевый завод. Помимо УАЗа в холдинг сегодня входят Богословский, Иркутский, Кандалакшский и Надвоицкий алюминиевые заводы.<BR>Ввод в эксплуатацию первого участка протяженностью 67 км позволит сделать перевозку бокситов дешевле на 12%, а ввод дороги полностью сделает перевозку дешевле как минимум в 2 раза.<BR>Сейчас СУАЛ добывает на Среднем Тимане 500 тыс. тонн руды в год, после вывода рудника на проектную мощность намерена добывать до 2 млн 500 тыс. тонн. Вывод рудника планируется в том же 2002 году, что и ввод железной дороги.<BR><B>Все идет по графику</B><BR>По нормативным срокам, строительство дороги рассчитано на 4,5 года. На этапе проектирования у специалистов возникали сомнения в том, что такой сложный проект можно осуществить в столь короткие сроки. Но сегодня директор Коми филиала ОАО "Корпорация "Трансстрой" (генерального подрядчика строительства) Александр Руденко уверен, что построить дорогу вовремя удастся: "За 1,5 года, прошедшие с момента подписания договора с СУАЛ, мы убедились, что все стороны выдерживают условия договора. У меня есть жесткий график финансирования, и я по нему иду". До конца этого года Коми филиал ОАО "Корпорация "Трансстрой" планирует уложить рельсы до 80-го километра дороги.<BR>По словам Александра Руденко, строительство дороги на Средне-Тиманский бокситовый рудник -- редкий случай соответствия интересов и усилий заказчика, строителей и властей республики. Строительство дороги курирует первый заместитель главы Республики Коми Александр Окатов.<BR>Субподрядчиками строительства магистрали являются ОАО "Комимост", ОАО "Севтрансмеханизация", ЗАО "Темпдорстрой", ОАО "Трудстрой" и ОАО "Печорское строительство", разрабатывал проект "ЛенГИПРОтранс".<BR>По словам Александра Руденко, 80% специалистов "Севтрансмеханизации" прошли школу строительства железных дорог на БАМе и Ямале, остальным компаниям также удалось сохранить сильный кадровый состав.<BR>В летний "пиковый" период на строительстве было занято более 2,5 тыс. человек.