00:0018 сентября 200100:00
74просмотров
00:0018 сентября 2001
Вчера компания General Motors должна была бы закатить грандиозный праздник в честь дня рождения американского инженера Девида Дунбара Бьюика (David Dunbar Buick). Именно этому бизнес-неудачнику и одновременно изобретателю всемирно известной марки автомоби
<BR><BR>Вчера компания General Motors должна была бы закатить грандиозный праздник в честь дня рождения американского инженера Девида Дунбара Бьюика (David Dunbar Buick). Именно этому бизнес-неудачнику и одновременно изобретателю всемирно известной марки автомобиля "бьюик" компания обязана своим процветанием.<BR>Бьюик изобрел много полезных вещей: технологию покрытия чугунных ванн эмалью, ороситель газонов и даже устройство сливного бачка для унитаза. По иронии судьбы, самые большие деньги Бьюик заработал на этих мелочах. Лучшее детище -- автомобиль оставил его ни с чем. Спустя десятилетие после смерти Бьюика от рака (1929) в Детройте был организован "Зал автомобильной славы", где среди братьев Опель, Шевроле, Форда, Порше и др. увековечено и имя конструктора знаменитого автомобиля.<BR><B>Сантехник-конструктор</B><BR>Будущий мастер на все руки родился 17 сентября 1854 года в городке Арброут (Шотландия) в семье столяра. Через 2 года родители Девида эмигрировали в США и обосновались в Детройте, столице автомобильной промышленности. Зарабатывать на жизнь Бьюик начал, продавая газеты. В 15 лет он устроился механиком в фирму, производящую сантехническое оборудование. Некоторые биографы утверждают, что одновременно он подрабатывал в компании, где в это же время начинал свою карьеру Генри Форд. В 1882 году вместе с товарищем Девид возглавил "водопроводное дело". Однако через 7 лет успешной работы он продает свою долю за $100 тыс. и увлекается конструированием судовых, а затем автомобильных двигателей: в 1899 году им была основана "Бьюик-Авто-Вим энд Пауэр Компани" (Buick-Auto-Vim and Power Co). Свой первый одноцилиндровый автомобиль Бьюик вместе с сыном построил в 1901 году, а затем продал своему знакомому за $300.<BR>19 мая 1903 года Бьюик решает полностью посвятить себя автомобилям и реорганизует свою фирму в Buick Motor Company, расположившуюся в городе Флинт (штат Мичиган). В результате летом 1904 года на свет появилась модель "В". Ноу-хау этой разработки -- верхнеклапанный и двухцилиндровый двигатель. Автомобиль развивал скорость до 56 км/ч и стоил $950. Именно эта модель считается родоначальником всех последующих серийных машин компании.<BR>Вдохновленный успехом Бьюик с головой ушел в усовершенствование автомобиля, забыв о финансовой стороне дела. В результате 1 ноября 1904 года Buick Motor Company перешла под управление Вильяма Дюранта (William Durant), купившего контрольный пакет акций. Бьюик остался членом совета директоров фирмы, но по-прежнему "копался в автомобиле", не утруждая себя посещением собраний совета. Дюрант же не терял времени даром и выпускал только испытанные временем конструкции. "На птичьих правах" Бьюик выдержал 2 года. В 1906 году он ушел из компании, даже не потребовав расчета. Из автомобильного бизнеса Девид перекинулся на нефтяной, но "погорел" и на этом поприще. До конца жизни он служил инженером в различных фирмах, лишь издали наблюдая, как одноименное автомобильное детище продолжает свое победное шествие по миру.<BR><B>Лебединая песня</B><BR>В 1908 году Buick Motor Company входит в только что организованную Вильямом Дюрантом корпорацию General Motors. Годом раньше компания, носящая имя Бьюика, разработала четырехцилиндровый двигатель и вышла на первое место по количеству проданных автомобилей. Только за 1908 год 8820 машин обзавелись хозяевами. В 1923 году была сделана миллионная машина "бьюик". Объем производства увеличивался с каждым годом: в 1933 году было выпущено 47 тыс. автомобилей, а через 4 года -- 220 тыс. Во время войны стоимость заказов на "бьюик" превысила $1 млрд. В 1962 году "бьюик "пропел" свою лебединую песню: компания General Motors разработала и представила двигательV6 с развалом цилиндров 90 градусов. Однако после нефтяного кризиса марка стала потихоньку хиреть. Хотя позже еще были всплески в истории "бьюика": специалисты упоминают Riviera 1973 года, Roadmaster, Le Sabre. Всего же с 1904 года на свет появилось 35 млн автомобилей марки "бьюик".<BR><B>Утрата мировых позиций</B><BR>Сегодня в мире "бьюик" (выпускается четыре модели "седанов") считается автомобилем консервативным. В Европу они не экспортируются, в отличие от другой продукции General Motors. Например, "кадиллаки", "опели", "шевроле", "саабы" и др. продаются более чем в 150 странах. В прошлом году объем продаж корпорации достиг $168 млрд. "В России официально "бьюик" не продавался никогда. Бывает, в страну завозят подержанный американский парк -- "бьюики" привозят не моложе 3-4 лет, -- рассказал Артем Никитин, директор автосалона "Петрофф Моторс", официального представителя General Motors в Петербурге. -- Конечно, по индивидуальному заказу такую машину можно привезти, но это очень дорого и не окупает затрат". (Н.В.)