В портовых городах появится Metro

Через 2 года Metro Cash&Carry GmbH, подразделение немецкой ритейловой группы Metro, начнет работать в Северо-Западном регионе России.

<BR><BR>Через 2 года Metro Cash&Carry GmbH, подразделение немецкой ритейловой группы Metro, начнет работать в Северо-Западном регионе России. <BR>Об этом сообщил Вальтер Деметц, генеральный директор, ООО "Metro Cash&Carry Россия". Он также объявил об открытии в 2003-2004 годах одноименных магазинов оптовой торговли в Петербурге и крупнейших городах Северо-Запада.<BR><B>Разбег</B><BR>Во все свои российские проекты компания собирается инвестировать $112 млн. На первом месте в нашей стране для немцев, естественно, стоит Москва Д первый магазин Cash&Carry в столице общей площадью 10.000 м2 должен открыться уже в начале 2002 года. В перспективе, примерно до 2005 года, появится еще пять-шесть.<BR>Достоверной информации о том, где может быть размещен петербургский магазин, нет. Через профильные комитеты администрации Петербурга Д по внешним связям и потребительского рынка Д заявка Metro не проходила. Ничего не знают и в правительстве Ленинградской области.<BR>Другие регионы Северо-Запада, которые могут заинтересовать Metro, Д это Калининград, Архангельск и Мурманск, так как для крупных иностранных торговых компаний наличие морских портов и близость сухопутной границы играют немаловажную роль. "Петербург является для нас окном в Европу. Город географически расположен очень удобно, здесь находятся крупные морские порты, вследствие чего можно организовать доставку импортируемых товаров в Москву через Петербург", Д уверен Мустафа Саглам, генеральный директор ООО "Рамэнка" (сеть московских гипермаркетов "Рамстор"), которое также объявило недавно о своих планах по строительству торгового центра в Петербурге (см. "ДП" №127/01).<BR><B>Между поставщиком</B><BR><B>и покупателем</B><BR>Компания Metro приходит не на пустое место. В Петербурге потихоньку плетут свои сети Cash&Carry ООО "Лента Cash&Carry" и ЗАО "Мегамарт". Первое намерено в ближайшее время довести количество своих торговых центров до трех (в перспективе Д до восьми). И петербургские операторы считают, что немцы инвестируют в дальнюю перспективу, так как пока отечественный рынок розничной и мелкооптовой торговли находится в самом начале пути. "Поставщики не привыкли к тому, что их продукция продается в режиме самообслуживания, не печатают штрих-коды. Плюс ко всему они необязательны Д часто срывают график поставок. Клиентов тоже надо воспитывать, так как некоторые рестораны просят отсрочку оплаты на неделю", Д говорит Олег Жеребцов, генеральный директор ООО "Лента Cash&Carry".<BR>Воспитание клиентов присутствует и в практике Metro. "Условия, по которым мы работаем с поставщиками в России, абсолютно совпадают с нашими условиями по работе в других странах", Д говорит Вальтер Деметц. За этой фразой скрываются штрафы, которые налагаются на тех, кто нарушает график поставок, в виде кнута и различные поощрительные мероприятия в виде пряника. Но петербургские операторы смотрят на это с определенной долей скепсиса. "Если у Metro получится занять хотя бы 1% рынка Д это уже будет хорошо, так как компания cash&carry не доминирует на своей доле рынка в Европе", Д уверен Олег Жеребцов.<BR>"У нашей компании есть определенные договоренности с поставщиками из Петербурга. С кем конкретно, я пока говорить не буду. Могу сказать, что при выборе для нас один из важных критериев Д возможности предприятия поставлять свою продукцию не только в Москву, но и в другие регионы России. Можно сказать, что к началу августа, мы заключили договоры со всеми, с кем планировали", Д говорит Вальтер Деметц. Из опрошенных производителей Петербурга ни один не признался в том, что на них выходила германская компания.<BR>В отделе маркетинга ОАО "1-ая петербургская макаронная фабрика" (ПМФ) предположили, что они могли действовать не напрямую, а через нанятую маркетинговую компанию. В ООО "Фабрика замороженных полуфабрикатов" (ФЗП) думают то же самое. Но при этом оба предприятия готовы сотрудничать с немцами. "Почему бы и нет, но только если будут приемлемые условия. А так мы готовы работать с любой формой организации торговли", Д рассуждает директор коммерческой дирекции ОАО "Петербургский мельничный комбинат" Андрей Андреев. А руководитель службы маркетинга ФЗП Светлана Прусова говорит, что напрямую с торговыми сетями они практически не работают, предпочитая сотрудничать с оптовиками. Кстати, руководитель ФЗП Юрий Гусев объявил в октябре 2000 года о том, что заключил несколько контрактов на поставку своей продукции в Европу (см. "ДП" №153/2000) и рассчитывает с помощью крупных оптовиков рано или поздно выйти на сотрудничество с Metro на их территории.<BR>В Европе магазины сash&carry торгуют только мелким и крупным оптом, их клиенты Д представители малого и среднего бизнеса (мелкорозничные торговые точки, небольшие магазины, кафе, рестораны и т.д.).<BR>В России соблюдение чистоты стиля не обязательно, так как в нашей стране, в отличие от ЕС, не существует раздельного лицензирования оптовой и розничной торговли для физических лиц и для бизнеса. Российские операторы не понимают, зачем Metro старается ограничить круг своих покупателей во всех странах, где работает.<BR><B>Двойник ждет</B><BR>Еще один сюрприз ждет Metro на российском правовом поле. В июле этого года появилась информация, что некое ООО "Петербургское патентное бюро" (ППБ) зарегистрировало товарный знак Metro на себя (см. "ДП" №127/01). Получить комментарий о том, как они собираются использовать свою покупку в дальнейшем, у представителей ППБ не удалось. Но патентные поверенные называют такие фирмы пиратами, так как они живут за счет продажи брэндов, не защищенных юридически своими владельцами. Но в этом случае, скорее всего, победят немцы, так как их товарный знак включает в себя не только слово metro.<BR>"Брэнд "Metro Cash&Carry" зарегистрирован во всех странах, где работает наша компания. Не является исключением и Россия. Кроме того, наш брэнд зарегистрирован как собственная торговая марка на большой ассортимент товара. Конечно, в нашей практике встречались случаи, связанные с брэнд-пиратством. Мы разрешали подобные вопросы согласно законодательству Д и всегда успешно", Д уверен Вальтер Деметц.<BR><B>Справка </B><BR>Metro AG была образована в 1996 году в результате слияния трех компаний: Metro Cash&Carry GmbH, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. <BR>Сегодня в группу входят 27 предприятий, занимающихся розничной и оптовой торговлей. Группа насчитывает 2000 магазинов в 21 стране и является третьей в мире по величине торговой компанией после американской Wal-Mart Stores, Inc. и французской Carrefour (сеть Carrefour-Promodes). Оборот сети магазинов Metro AG составил в 2000 году более $48 млрд.