Модные дома путаются в шелках

В Петербурге разгорелся fashion–конфликт: два модных дома не могут поделить способ вышивки. Серьезность конфликта подтверждается тем, что имущество одной из сторон уже арестовано. Как говорят законодатели мод — a la guerre comme a la guerre (что по–ру

<BR><BR><B>В Петербурге разгорелся fashion–конфликт: два модных дома не могут поделить способ вышивки. Серьезность конфликта подтверждается тем, что имущество одной из сторон уже арестовано.</B><BR> <br>Как говорят законодатели мод — a la guerre comme a la guerre (что по–русски означает «на войне как на войне»).<BR><br>15 мая 2001 года в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области поступило исковое заявление от ООО «Модный дом «Татьяна Парфенова».<BR><br>Согласно исковому заявлению, ООО «Модный дом вышивки «Ангел» нарушает исключительные права ООО «Модный дом «Татьяна Парфенова», которое является обладателем патента №2164569 на изобретение «способа вышивания изделий».<br>Этот способ вышивки отличается одинаковым объемным застилом нитями рисунка как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Способ достижения этого эффекта описан в формуле изобретения и включает в себя натяжение ткани и нити, направление застила, длину стежков и местонахождение точки переплетения нитей. Вот эта–то точка переплетения (или, попросту говоря, узелок) превратилась в гордиев узел, который не могут разрубить даже специалисты.<BR><B><br>Узелок завяжется</B><br>ООО «Модный дом «Татьяна Парфенова» предъявило иск ООО «Модный дом вышивки «Ангел», поскольку считает, что при вышивке палантинов последнее использует технологию, описанную в патенте первого. Арт–директор ООО «Модный дом вышивки «Ангел» Людмила Яковлева категорически отрицает это. По ее словам, по описанию вышивки в патенте узелок должен оставаться внутри ткани. Людмила Яковлева демонстрирует образцы вышивки модного дома «Ангел», показывая, что узелок обнаруживается на одной из сторон ткани. Более того, Людмила считает, что описанное в патенте технологически не может иметь места в действительности: шифон, из которого изготавливают палантины, — слишком тонкая ткань, чтобы узелок мог «спрятаться» внутри. Поэтому Людмила Яковлева и директор ООО «Модный дом вышивки «Ангел» Игорь Приходченко считают, что претензии модного дома «Татьяна Парфенова» к ним необоснованны. <BR><br>Представители модного дома «Татьяна Парфенова» отказались комментировать ситуацию, заявив: «Только арбитражный суд вправе решать этот вопрос».<BR><B><br>Первооткрыватели</B><br>Дел по нарушению патента в Петербурге, по оценкам патентных поверенных, было не больше двух десятков. <BR><br>В fashion–бизнесе Петербурга это первый случай, е сли не считать спор об одной из моделей одежды, представленной на конкурс «Адмиралтейская игла». Да и в России конфликты подобного рода — редкость: лишь москвичка Татьяна Абакумова успешно защитила свой модельный ряд «конструктор» от нарушителей патента (в том числе из Франции). <br>Модный дом «Татьяна Парфенова» существует с 1995 года и за это время успел «встать на ноги», обзавестись собственным салоном и перестать нуждаться в рекламе. В модном доме Парфеновой шарфы–палантины вышивают уже давно, они стали своеобразной визитной карточкой дома.<BR><br>По договоренности с Государственным Эрмитажем модный дом «Татьяна Парфенова» имеет право на производство шарфов с использованием сюжетов музейных картин. Когда этот проект еще только обсуждался, Людмила Яковлева работала с Татьяной Парфеновой. Затем Татьяна Парфенова отказалась от сотрудничества, и Людмила Яковлева с Игорем Приходченко создали модный дом вышивки «Ангел».<BR><B><br>Погорельцы</B><br>«Ангел» еще молод (зарегистрирован в июле 2000 года), и практически год все деньги фирма тратила на раскрутку собственного имени и товара. Все надежды возлагались на лето. <BR><br>По мнению Людмилы Яковлевой, в сезон (пик продаж) модный дом «Ангел» мог бы продавать не менее 10 палантинов в месяц (каждый из них стоит от $100 до $1000). Да, видно, «не судьба»: в ночь с 20 на 21 мая 2001 года в здании ООО «Модный дом «Ангел» случился пожар, и все шарфы и палантины (около 20 штук) погибли в огне. Осталось лишь три в магазине Торгового мира «Светлановский», которые по определению Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области от 31.05.01 арестованы до вступления в законную силу решения по иску. <br>Так что пока новоявленному конкуренту вход на рынок заказан. Однако в случае успешной обороны модный дом «Ангел» может потребовать компенсации понесенных от ареста имущества убытков. Если т олько судебный процесс не затянется на годы.<BR><B><br>Есть нюансы</B><br>Экспертное заключение Российского Этнографического музея на изделия модного дома вышивки «Ангел», подписанное доктором культурологии, ведущим специалистом музея Натальей Калашниковой, со ссылкой на специальную литературу гласит, что «цветная двусторонняя гладь, выполненная по сплошной ткани, — это техника, известная у многих народов мира с древнейших времен». Это мнение подтверждает и специалист–практик — мастер производственного обучения профессионального училища №18 Нина Битова, изучившая палантин «Цветы»: этот способ вышивания «известен и применяется на протяжении многих десятков лет». <BR><br>Однако директор ЗАО «Юридическая компания «Усков и партнеры», патентный поверенный РФ Вадим Усков считает, что оригинальные новшества возможны в любой, казалось бы самой обычной, сфере. И заключение должны дать специалисты: «Эксперты представляют субъективную точку зрения, — говорит Вадим Усков. — Суд будет сравнивать несколько заключений. Чаще всего наиболее весомым аргументом является документ патентного ведомства».<BR><B><br>Узелок не прост</B><br>Просьба ответчика о проведении экспертизы в Северо–Западном региональном центре судебной экспертизы была истцом и судом отклонена, и экспертизу решено было провести в Петербургском государственном университете технологии и дизайна. <BR><br>Экспертная комиссия, состоящая из профессоров вышеупомянутого университета, изучив «арестантов», приняла соломоново решение — заключение комиссия дать не может. <BR><br>По мнению Вадима Ускова, дело это сложное, и разбираться в нем придется юристам и патентным поверенным совместно, ибо этот опыт лежит на стыке двух областей права. С одной стороны, интересен сам патент: «Он имеет право на жизнь, но насколько он нов и оригинален, судить специалистам–технологам, — говорит Вадим Усков. — Порог новизны технического решения не должен превышать 6 месяцев. Если верить заключениям, что эта техника вышивания известна давно, Парфеновой придется отстаивать свой патент». <BR><BR>