Концепция создания единого федерального органа тарифного регулирования

Эффективно регулировать деятельность естественных монополий сможет вновь созданный орган - Федеральная комиссия РФ.

<BR><BR>Эффективно регулировать деятельность естественных монополий сможет вновь созданный орган - Федеральная комиссия РФ.<BR>Главной задачей комиссии станет создание условий для эффективного функционирования субъектов естественных монополий при гарантированном соблюдении интересов и законных прав потребителей их услуг, на основе свободного недискриминационного доступа к монопольным инфраструктурам.<BR>Последнее может быть обеспечено за счет передачи комиссии полномочий по организации и контролю за деятельностью Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ функции, в настоящее время исполняемой дочерним предприятием РАО "ЕЭС России" - ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".<BR><BR><B>Регулировщики</B><BR>В России в настоящее время действует двухуровневая модель регулирования тарифов на услуги естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Тарифы на ФОРЭМ регулируются федеральным органом исполнительной власти - Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (ФЭК России), а на региональном уровне - региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Российской Федерации.<BR>В системе регулирования железнодорожного транспорта полномочия распределены между Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и Министерством путей сообщения Российской Федерации (МПС России).<BR>Тарифы на услуги водного транспорта внутри России - каботаж - регулируются Министерством транспорта Российской Федерации.<BR>Иные виды тарифов и цен на товары, продукцию и услуги, относимые к так называемой государственной монополии (винно-водочные изделия, продукцию оборонного значения, драгоценные камни и металлы и т.п.), регулируются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.<BR>Локальные монополии (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируются муниципальными или региональными органами исполнительной власти, в зависимости от решений, принимаемых местными законодателями.<BR>Таким образом, в стране на сегодня отсутствует единый подход к решению проблемы контроля за деятельностью естественных монополий.<BR><BR><B>Преимущество новичка</B><BR>Эффективнее будет функционировать вертикально интегрированная, иерархически выстроенная в рамках государства система регулирования.<BR>Именно комиссия, являющаяся коллегиальным органом, обеспечит максимальную гласность и прозрачность сбалансированных решений по вопросам регулирования деятельности естественных монополий.<BR>Как демонстрирует международный опыт, министерская структура, где вполне обоснованно присутствует риск принятия субъективных, зачастую ошибочных решений, для этих целей менее пригодна.<BR>В качестве оптимальной базы для формирования комиссии предлагается ФЭК России и РЭК субъектов Российской Федерации - действующие в настоящее время государственные органы исполнительной власти, обладающие реальным опытом регулирования естественных монополий в стратегически важном для России секторе экономики - ТЭК, включая регулирование гидроэнергетики, тепловой энергетики, атомной энергетики, систем передачи и распределения электрической и тепловой энергии, газовой промышленности, трубопроводного транспорта нефти и трубопроводного транспорта нефтепродуктов.<BR>Финансовая независимость комиссии базируется на принципах, сформулированных в федеральном Законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (ст. 14), то есть за счет средств федерального бюджета с возмещением расходов на содержание комиссии за счет отчислений, предусматриваемых в структуре тарифов на услуги естественных монополий.<BR><BR><B>Этапы создания</B><BR>Во избежание негативного развития событий предлагается разделить процесс создания Комиссии на несколько этапов.<BR>В качестве первого этапа, не требующего изменения действующих федеральных законов и позволяющего достаточно быстро решить вопрос скоординированного и комплексного подхода к вопросу государственного регулирования естественных монополий, предлагается передать функции регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий в сферах транспорта (услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов), связи (услуг общедоступной электрической и почтовой связи), железнодорожных перевозок Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России).<BR>В рамках этого этапа при ФЭК России может быть создано также Федеральное государственное унитарное предприятие. Ему будет поручен контроль за проведением экспортно-импортных операций с российской электроэнергией, что также позволит усовершенствовать действующую модель экспорта электрической энергии из Российской Федерации.<BR>На региональном уровне функции регулирования естественных монополий, а также "локальных монополий" могут быть переданы региональным энергетическим комиссиям - органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.<BR>Параллельно с передачей ФЭК России полномочий по регулированию естественных монополий в сферах транспорта (услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов), связи (услуг общедоступной электрической и почтовой связи), железнодорожных перевозок предлагается начать процесс приведения в соответствие с настоящей концепцией федерального законодательства. Правительство Российской Федерации выступит с законодательной инициативой и внесет в Федеральное собрание Российской Федерации предложения по изменению действующих федеральных законов.<BR>После внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство можно приступить к выполнению второго этапа - созданию Федеральной комиссии регулирования естественных монополий (ФКР России) с переподчинением ему региональных органов регулирования естественных монополий, созданных на базе РЭК субъектов Российской Федерации, то есть выстраиванию государственной вертикали регулирования деятельности, а также цен и тарифов на услуги естественных монополий с передачей ФКР России также полномочий по регулированию сферы ЖКХ.<BR>Описанный выше подход к решению проблемы создания единого государственного органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий представляется наиболее взвешенным, а также оптимальным с точки зрения затрат.<BR><BR><B>Минусы</B><BR>Нельзя исключить вероятность получения субъектами естественных монополий предписаний сразу от двух параллельно существующих органов государственного регулирования, особенно на первом этапе. Негативные последствия этого трудно оценить, не говоря уже о том, что проведение подобного эксперимента над потребителями услуг естественных монополий - промышленностью, и прежде всего населением - недопустимо. При этом также следует надолго забыть и о привлечении столь необходимых в сферах естественных монополий инвестиций. Никто не решится вкладывать средства при наличии параллельных органов регулирования.<BR>Передача же функций регулирования федеральным министерствам также будет далека от оптимального решения проблемы по уже означенным выше причинам (отсутствия независимости, гарантированности коллегиального принятия решений и т.п.).<BR><BR><B>Проект ФЭК России</B>