У "детского" бизнеса прорезались зубы

Конкуренция заставляет продавцов товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста искать новые пути снижения издержек.

<BR><BR>Конкуренция заставляет продавцов товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста искать новые пути снижения издержек. <BR>Предприниматели на этом рынке пристально следят за действиями конкурентов. Стоит одному магазину незначительно понизить цену на какой-либо товар, как цена снижается и в других местах. В результате подгузники, например, во всех магазинах практически сравнялись в цене. <BR>Продавцы пытаются воздействовать на потребителей не только ценой, но и новыми видами услуг. Магазин "Кенгуру" выдает дисконтные карты постоянным клиентам. Компания "Дети" открывает Интернет-магазин. Многие доставляют заказы на дом. Крупные магазины планируют переходить на режим самообслуживания. <BR>Одним из факторов ужесточения конкуренции стало введение с 1 января 2001 года 5%-ного налога с продаж детских подгузников. Три месяца, которые продавцы работали в новых условиях, показали: вместо того чтобы поднимать цены на памперсы и хаггисы, продавцам придется наращивать объемы продаж, сокращая при этом торговые затраты. В частности, предприниматели намерены расширить сеть торговых точек и усовершенствовать логистические схемы доставки товара.<BR><BR><B>Выгодный товар</B><BR>Торговля детскими товарами - дело верное. Дети будут рождаться всегда. Кроме того, практически весь ассортимент детских магазинов - коляски, кроватки, детское питание - давно облагается льготным налогом на добавленную стоимость (10%). С 1 июля 2000 года уменьшен (с 20 до 10%) НДС по одежде, обуви и изделиям для новорожденных и детей ясельного возраста. <BR>В Петербурге более 60 специализированных магазинов товаров для новорожденных и детей дошкольного возраста. Основные игроки - несколько крупных торговых сетей: "Дети" (ЗАО "Дети"), "Кроха" (ООО "Геосовт") и "Юниор" (АОЗТ "Майкл и Ко"). Сейчас между ними сложился некоторый паритет: у каждой сети пока по три магазина, сопоставимые ассортимент и цены.<BR>Особняком стоит специализированная аптечная сеть "Для тебя и мамы" (ЗАО "Корпорация Бинко"), предлагающая гигиенические товары для новорожденных, детские лекарства и питание. Компания управляет пятью аптеками и 20 аптечными пунктами, многие из которых расположены в роддомах и других лечебных учреждениях.<BR>Емкость петербургского рынка товаров для детей первых лет жизни пока мало исследована. Владельцы магазинов полагают, что ежемесячный оборот этого рынка составляет $1,5-2,5 млн. Эта сумма представляется заниженной по крайней мере в несколько раз. По самым приблизительным подсчетам, петербуржцы тратят на детей дошкольного возраста более $9 млн в месяц.<BR>Изучение рынка, вероятно, затруднено из-за его специфичности. Большое количество товара реализуется на вещевых рынках и ярмарках. Существует также миграция подержанных вещей между знакомыми. Объявлениями о покупке-продаже детского питания, подгузников и кроваток заполнены многие страницы в городских газетах частных объявлений.<BR><BR><B>Варяги из столицы</B><BR>О том, что дети - завидный потребительский сегмент, петербургские продавцы узнали в конце 2000 года, когда на Петроградской стороне открылся магазин "Кенгуру" с товарами для беременных. Магазин построен на московском капитале компании "Аскира", которая владеет в столице одноименной сетью магазинов. "Кенгуру" позиционирует себя в дорогом сегменте рынка. <BR>Казалось бы, одним магазином все и ограничится, поскольку молодых семей с высоким достатком в Петербурге немного. Однако Светлана Чечина, генеральный директор ООО "Кенг" (компания управляет магазином "Кенгуру"), думает иначе. В марте компания открыла второй магазин на Лиговском проспекте и собирается открывать третий. <BR>Конкуренты готовы к борьбе. Генеральный директор ЗАО "Дети" Игорь Вторников уже планирует контратаку: "В дорогих товарах будем просто демпинговать".<BR><BR><B>Китайцы им помогут</B><BR>В торговле товарами для новорожденных конкурентная борьба пойдет по двум направлениям. Компании будут снижать издержки и расширять свое присутствие на рынке, открывая торговые точки во всех районах города. <BR>Один из способов снижения издержек напрашивается сам собой. Достаточно проследить путь, по которому товары поступают в Россию. Многие детские товары, представленные на рынке (бутылочки или игрушки, например), производятся в Китае и на Тайване, затем отправляются в Америку или Европу. Там их упаковывают, и только потом товар попадает в Россию. <BR>Из-за многочисленных перевозок продукция дорожает в несколько раз. Компания, наладившая поставки напрямую с фабрик, сможет значительно снизить цену продукта только за счет продуманной схемы перевозок.<BR>По такому пути несколько лет назад пошла компания "Мир детства", начинавшая с дистрибуции детских товаров американских компаний Тhе First Уеаr и SunnyToy. Компания отказалась от азиатско-европейской схемы и стала поставлять товар напрямую из Азии. Затем она разместила на тех же фабриках крупный заказ под собственной маркой. Сейчас "Мир детства" производит бутылочки, посуду и игрушки - всего около 300 наименований товаров для детей до 3 лет.<BR>На похожую технологию переходит и компания "Дети". Она собирается представить на рынок детские коляски под собственной торговой маркой. Заказ размещен на тех же фабриках в Китае, которые выпускают коляски марки Graco. Первая партия товара, пока без логотипа, уже поступила из Китая. В ближайшее время компания ждет коляски китайского производства уже с логотипом "Дети". <BR><BR><B>На войне как на войне</B><BR>Все сети планируют расширяться. В поисках "не охваченных" районов торговцы обратили свое внимание на южные районы города.<BR>"Не все районы пока обеспечены детскими товарами, - делится главный бухгалтер АОЗТ "Майкл и Ко" Ирина Перевозчикова. - В развитии бизнеса мы смотрим на места, где еще нет магазинов детских товаров. Если Приморский и Выборгский районы уже охвачены, то жители районов Купчино и Ленинского проспекта ездят за детскими товарами в центр". В том направлении будет развивать бизнес и ЗАО "Дети". Компания выбирает помещение площадью около 1000 м2 под новый магазин у метро в южном направлении. <BR>