Рынок привыкает к новым правилам

Спрос на бытовую и оргтехнику в феврале-марте 2001 года не оправдал ожиданий участников рынка. Объем продаж оказался в 1,5 раза ниже, чем обычно.

<BR><BR>Спрос на бытовую и оргтехнику в феврале-марте 2001 года не оправдал ожиданий участников рынка. Объем продаж оказался в 1,5 раза ниже, чем обычно. <BR>Причина такого развития событий в том, что в конце января таможня ужесточила процедуру таможенного оформления компьютерной и бытовой техники. Тогда ввоз товаров сократился по всей России на 70% и, как следствие, предложение оскудело, а розничные цены выросли (см. "ДП" №33/2001).<BR>За последние 1,5 месяца розничным торговцам бытовой и организационной техники удалось пополнить запасы товара, насыщенность рынка выросла с 55 до 80%. Разброс цен в апреле по сравнению с началом марта крайне невелик и не превышает в большинстве случаев 10%.<BR>Компьютерный рынок спасло сезонное падение спроса. Обычно оно начинается в конце марта, но заметно сказывается на ценах ближе к лету, когда на российском рынке появятся новые разработки западных производителей. Пока средние цены на компьютерную технику выше январских на 6%. Сегодня продавцы делают ставку на реализацию компьютеров собственной сборки, а также сопутствующих товаров и услуг. <BR>Месяц назад почти все руководители магазинов заявляли о намерениях продавать отечественную бытовую технику, в первую очередь это касалось телевизоров. Однако пока в ассортименте большинства магазинов преобладает импортная техника. Российские производители не успели в полной мере воспользоваться шансом, надавить на розницу и заставить ее закупать свою продукцию. Сейчас ситуация с ассортиментом стабилизировалась, товара хватает, объем продаж выровнялся, и розничные торговцы вновь не замечают отечественные товары.<BR>Цены на электроприборы, как импортные, так и российские, не претерпели существенных изменений с января по апрель. Они поднялись на 5-10%, причем только на импортные модели. Доля предложения телеприемников отечественного производства с января по апрель текущего года выросла по Петербургу с 15 до 30%. Дешевые отечественные марки телевизоров становятся самыми доходными в розничной торговле.<BR>Упрочить позиции удалось белорусским холодильникам. Во многих магазинах представлены сейчас только "Атлант" и "Минск". А вот популярным в недавнем прошлом Ardo, Ariston и Indesit приходится потесниться. Розница не спешит затоваривать ими склады. Хотя эти марки дороже белорусских в среднем на 2-3 тыс. руб., спрос на них упал. Чаще на петербургском рынке можно увидеть более дорогую продукцию Bosch. <BR>По разным оценкам, около 60% рынка бытовой техники в Петербурге контролируют торговые сети - "Техношок", "Алеко", "Эльдорадо", "Адамант", "Альтернатива синицы", "Звездная лига".<BR>