Киоски сплетаются в сети

Торговые сети составляют в Петербурге 10% от общего числа предприятий, занимающихся реализацией товаров. В городе работает 129 торговых сетей, в которые входит 843 организации.

<BR><BR>Торговые сети составляют в Петербурге 10% от общего числа предприятий, занимающихся реализацией товаров. В городе работает 129 торговых сетей, в которые входит 843 организации.<BR>В 2000 году в Петербурге открылось 615 новых предприятий розничной торговли, в том числе 35 магазинов-дискаунтеров. Рост торговых сетей - мировая тенденция. "Для всей розничной торговли характерно укрупнение, и Россия не исключение", - говорит Галина Фонарева, и. о. руководителя Департамента госторгинспекции внутренней торговли и общественного питания Министерства экономического развития и торговли РФ. В Европе через розничные сети продается 70-75% всех товаров. В России - пока 6%.<BR><BR><B>Хлебное место</B><BR>Ярче всего мировая тенденция проявляется в мелкорозничной торговле. Это реализация товаров через киоски и павильоны. Такие сети наиболее разветвлены. Поскольку содержать киоск гораздо дешевле, чем магазин, владельцы сетей мелкорозничной торговли наиболее чутко реагируют на конъюнктуру. На сумму, необходимую для поддержания одного магазина, можно открыть несколько киосков в разных районах города. Если бизнес себя не оправдывает, киоск можно закрыть и открыть в другом месте, более "хлебном".<BR>В Петербурге всего шесть сетей мелкорозничной торговли, но входят в них 1218 объектов (павильонов и киосков). Наиболее динамично развивающаяся сеть в этом секторе - ООО "Севзапмолторг" (продажа молочной продукции местных производителей), увеличившаяся в прошлом году на 120 киосков. <BR>Созданием своей мелкорозничной сети активно занимается ОАО "Петрохолод". По планам компании в каждом районе города откроется не менее 15 фирменных киосков. Вся программа рассчитана на 2 года. Для реализации проекта на предприятии создана отдельная структура - ООО "Петрохолод-2000". Руководство компании возлагает на собственную сеть большие надежды. Как говорит директор "Петрохолода-2000" и руководитель проекта Григорий Церетели, в будущем предприятие планирует продавать через собственную сеть до 50% продукции.<BR><BR><B>Мрут как мухи</B><BR>Для некоторых торговых сетей Петербурга с громкими именами прошлый год был неудачным. Они прекратили свое существование. Более того, ничего не предвещало печального конца, а будущее казалось безоблачным. Из четырех магазинов Point (бывший Littlewoods) в Петербурге остался один на Ленинском проспекте.<BR>У "АЯКС-маркет" тоже задействован один магазин - на Васильевском острове. Остальные были проданы. Магазин на Наличной улице также может исчезнуть. Среди возможных покупателей называют торговую сеть "Пятерочка", наиболее динамично развивающуюся.<BR>Сетью дискаунтеров "Пятерочка" владеет ООО "Агроторг". Сейчас в нее входит 40 магазинов. К концу марта откроется еще четыре. Один из них появится в помещении, которое раньше занимал магазин Point. <BR>Ранее "Агроторг" приобрел торговый центр на Ленинском проспекте, принадлежавший сети "АЯКС". Это двухэтажный торговый центр общей площадью почти 4500 м2. Как сообщил вице-президент по связям с общественностью компании "Агроторг" Александр Смирнов, здание универсама несколько лет назад было отдано предыдущим хозяином АОЗТ "АЯКС" в качестве залога при получении кредита в банке. "Заемщику даже с помощью кредита не удалось решить свои проблемы, - говорит Александр Смирнов. - В результате кредитор, банк "Санкт-Петербург", выставил здание универсама на продажу для реализации его как залога". Кстати, по этой же схеме годом ранее сеть магазинов "Пятерочка" приобрела и универсам "АЯКС" в Колпино. Сумма сделки составила примерно $450 тысяч, в ее стоимость была включена и цена торгового оборудования. <BR>Незадолго до этой сделки "Пятерочка" взяла в аренду два крупных универсама - на Комендантском проспекте и улице Уточкина общей площадью около 5000 м2. Как сообщил директор по эксплуатации сети "Пятерочка" Сергей Лепкович, с осени 2000 года компания перестала рассматривать магазины, торговая площадь которых составляет менее 500 м2. В Петербурге также работают сети "Дикси", "Копейка", "Матвеев и партнеры". У четырех сетей в общей сложности 68 торговых точек.<BR><BR><BR><B>Ловушка для колибри</B><BR>Строительством собственной розничной сети под маркой SOS занялся концерн "Колибри". Магазины будут реализовывать продукты питания, которые производят предприятия, входящие в концерн. В марте уже открылось 28 магазинов. <BR>Будут ли магазины и дальше существовать в первозданном виде, пока неясно. Возложенная на них благая миссия - обслуживание только пенсионеров - имеет обратную сторону. Покупателями могут стать только пенсионеры, получающие пенсии и пособия в банке "Петровский". Сеть оформлена на фонд "Союз общей судьбы", возглавляемый президентом концерна "Колибри" Алексеем Наровлянским. Что хотя и не противоречит законодательству, но многим может не понравиться, так как магазины SOS получают льготу по аренде помещений. Некоторые владельцы торговых сетей уже сейчас усматривают за этой дискриминацией по возрастному и банковскому признаку элементы нечестной конкуренции.<BR>К концу этого года "Колибри" обещает создать сеть из 200-300 подобных магазинов. Открытие одного магазина оценивается всего в $5-7 тысяч. Другими словами, стоимость всего проекта превышает $1 млн. Руководство концерна пытается сэкономить и использовать так называемый административный ресурс. Хорошо бы, считает Алексей Наровлянский, районным администрациям пойти навстречу, дать список пустующих магазинов и зачесть стоимость ремонта в счет аренды.