Вадим Глазков: "Мы далеки от того, чтобы шантажироватьгород"

Прошедший год для ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК) стал проверкой на прочность. Во-первых, в аппарат Президента РФ пригласили президента ПТК Владимира Смирнова. Во-вторых, были провалены планируемые сроки перехода группы компаний ПТК на единую

<BR><BR>Прошедший год для ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК) стал проверкой на прочность. Во-первых, в аппарат Президента РФ пригласили президента ПТК Владимира Смирнова. Во-вторых, были провалены планируемые сроки перехода группы компаний ПТК на единую акцию (этим проектом занимался непосредственно Владимир Смирнов). В-третьих, губернатор Петербурга принял решение продать городскую долю акций в ПТК. В-четвертых, компания отказалась от участия в тендере на поставку топлива "Пассажиравтотрансу" из-за разногласий с чиновниками. <BR>Вадим Глазков, генеральный директор ЗАО "ПТК", ответил на вопросы корреспондента "ДП".<BR><BR>- В какой стадии находится процесс перехода группы компаний ПТК на единую акцию? Ранее руководство компании заявляло о готовности завершить этот проект к концу 2000 года.<BR>- К сожалению, существующие в стране бюрократические механизмы не позволяют нам выполнить этот проект в запланированные сроки. Вопросы, связанные с регистрацией документов, приведение в соответствие с юридическими нормами, оценка имущества, которое войдет в холдинг, - все это требует времени. Но мы идем по этому пути.<BR><BR>- Когда Вы завершите этот проект?<BR>- Будем стараться в этом году.<BR><BR>- Как руководство ПТК относится к желанию администрации Петербурга продать 14,5% акций ЗАО "Петербургская топливная компания" (управляющая структура в группе ПТК. - А.Е.)?<BR>- Я хочу сначала обратиться к истории создания нашей компании. ПТК была создана в 1994 году как альтернативный оператор по обеспечению города топливом. Одним из людей, поддерживавших эту идею, был тогдашний мэр Анатолий Собчак, а курировал проект нынешний губернатор Владимир Яковлев. А сколько известных бизнесменов работало в ПТК! Председателем совета директоров работал Дмитрий Филиппов, сопредседателем - Зия Бажаев. В аппарате полпреда Виктора Черкесова работает Андрей Степанов, бывший президент ПТК. Достаточно интересные люди перешли от нас работать в администрацию Президента РФ - бывший генеральный директор Александр Козлов работает заместителем управляющего делами Президента, бывший президент ПТК Владимир Смирнов работает директором одного из ГУПов в администрации Президента. Это же все история Петербурга, а не одной компании. <BR>Основным аргументом в продаже акций у города является то, что ЗАО "ПТК" не приносит администрации Петербурга большого дохода. Мы же считаем, что для города важнее не наш доход, а обеспечение бесперебойного снабжения бюджетных организаций топливом. Данный пакет позволяет городу иметь в совете директоров своего представителя, который может изнутри видеть происходящие в компании процессы. Бесперебойное снабжение города топливом - это главное, денежный же доход мы приносим Петербургу своими налогами. Группа компаний ПТК заплатила только одного налога с продаж в 2000 году на сумму 40 млн рублей. И еще городу необходимо учитывать, что исторически автозаправочные станции ПТК, доставшиеся по наследству при создании компании, создавались конкретно под нужды бюджетных организаций. И так легко расставаться с возможностью контролировать компанию, имеющую важнейшее значение для городского транспорта, я думаю, администрации не стоит.<BR><BR>- Однако, по мнению губернатора Петербурга, пакет в 14,5% акций не позволяет городу реально контролировать ПТК.<BR>- Деятельность ПТК связана с городом и направлена на полное удовлетворение потребностей городских предприятий в топливе. Ну как это не может член совета директоров от администрации влиять на компанию и лоббировать интересы города? Представитель города на совете директоров ставит вопросы, затрагивающие городские проблемы. У нас не было расхождений с позицией города. Вместе с тем мы неоднократно говорили, что готовы пойти на увеличение доли города. <BR><BR>- Вопрос только на каких условиях. Ведь понятно, что процесс должен быть взаимовыгодным.<BR>- Мы предлагаем городу выкупить акции по номиналу. К примеру, если город захочет увеличить свою долю в управляющей компании с 14,5 до 50%, это обойдется в $1700. Сумма для администрации небольшая. Я думаю, что администрация со своим решением продать акции сделала слишком быстрые выводы. <BR><BR>- В случае с продажей акций по номиналу Вы выглядите альтруистами, с чем это связано? Некоторое время назад руководство компании "Фаэтон" тоже предлагало городу 15% акций, но на коммерческих условиях - за $3 млн.<BR>- У нас с городом партнерские отношения. И пытаться получить бюджетные средства за счет продажи наших акций "на коммерческих условиях" мы не собираемся.<BR><BR>- Теперь хотелось бы поговорить о получившемся скандальном тендере на поставку топлива для ГП "Пассажиравтотранс" в 2001 году, где неожиданно победу в семи из 10 автопарков одержала компания "Балт-Трейд". По рынку пошла информация, что и Вагит Алекперов, президент "ЛУКОЙЛа", звонил Владимиру Яковлеву, выражая свое недовольство, и что у Вас состоялась неприятная беседа с одним из совладельцев ПТК, бывшим вице-президентом ПТК Владимиром Барсуковым.<BR>- Не было у меня никакой встречи с господином Барсуковым, более того, он в настоящее время не является акционером ПТК. Я удивлен, откуда такая информация появилась.<BR><BR>- Как руководство ПТК отнеслось к результатам тендера?<BR>- На наш взгляд, правила, разработанные в прошлом году городом, абсолютно неприемлемые. "Балт-Трейд" взялся за эту проблему, может быть, он и выдержит. Нас прежде всего не устраивают цены на нефтепродукты, устанавливаемые городом (средняя цена минус 15%), которые находятся за пределом рентабельности. Во-вторых, диаметрально противоположные меры ответственности сторон: чрезмерно раздутые к поставщику топлива и абсолютно никаких к потребителю.<BR>Город, в принципе, по этим условиям вообще может не платить поставщику. Так же не бывает.<BR>- Будет ли ПТК участвовать в тендере на поставку топлива в три оставшихся автопарка?<BR>- На условиях, предлагаемых городом, нет.<BR><BR>- Какова инвестиционная программа ПТК в 2001 году? <BR>- У нас запланировано строительство шести АЗС, в программу реконструкции вошло 10 станций, в том числе и комплекс возле Петропавловской крепости. Это очень важный для нас проект, его необходимо гармонично вписать в архитектурный пейзаж. Также в этом году мы запланировали построить АЗС в Ивангороде, Таллине, на всем протяжении трасс Хельсинки - Москва, Петербург - Таллин. В этом году мы планируем запустить небольшой завод по производству тротуарной плитки и бордюров, создать металлообрабатывающее производство, полностью закончить модернизацию асфальтобетонного завода. Общий объем планируемых инвестиций в 2001 году составит около $15 млн. <BR><BR>- А какова на сегодняшний день структура совета директоров, и избран ли новый президент группы после ухода в прошлом году Владимира Смирнова в администрацию Президента страны?<BR>- На сегодняшний день в совете четыре члена, из них один - представитель города. С кандидатурой президента мы определимся после того, как расставим все точки над "i" с администрацией Петербурга.<BR><BR>- ...Но губернатор уже распорядился продать данный пакет акций к апрелю этого года.<BR>- Не так все просто. У нас есть еще несколько домашних заготовок. Так что все еще впереди. По Закону "Об акционерных обществах", данные акции должны быть сначала предложены акционерам ЗАО "ПТК". Может, губернатор изменит свое мнение, посмотрит, сколько мы налогов заплатили, и примет другое решение. Существует же упрощенная система налогообложения, по которой многие городские топливные компании разбивают свой бизнес на малые предприятия по числу АЗС, избегая тем самым налога с продаж. Мы этого не делаем, в том числе и потому, что у нас есть представитель города.<BR><BR>- А эти слова не выглядят ли как шантаж с Вашей стороны?<BR>- Мы далеки от того, чтобы шантажировать город. И мы не собираемся переходить на упрощенную систему налогообложения.