Грузовые перевозчики играют вместе, но каждый за себя

Став владельцем грузовой машины, - говорят перевозчики, - вы никогда не останетесь без куска хлеба, только нет никаких гарантий, что хлеб будет с маслом".

<BR><BR>Став владельцем грузовой машины, - говорят перевозчики, - вы никогда не останетесь без куска хлеба, только нет никаких гарантий, что хлеб будет с маслом". <BR>Правила на рынке грузовых автомобильных перевозок традиционно диктует заказчик. Только этим можно объяснить, что за последние 2 года стоимость перевозок возросла в среднем в 1,8-2 раза, в то время как бензин подорожал в 2,7 раза, а импортные запчасти - в 3,5-4 раза.<BR><BR><B>Поиск заказов</B><BR>Любой транспортник скажет, что его мечта - найти постоянного клиента. Но опыт показывает, что в малом бизнесе такие поиски нечасто заканчиваются удачей. <BR>По мнению Ольги Смирновой, коммерческого директора фирмы "Навигатор-2000", постоянные клиенты в транспортном бизнесе склонны требовать немотивированных льгот, ценовых скидок и т.п. Вскоре работать становится невыгодно. Например, магазины и пекарни, нанимающие 1,5-тонные фургоны или микроавтобусы, предлагают платить 500 руб. за день работы, в то время как на свободном рынке этот транспорт стоит 100-120 руб. в час при обязательной оплате минимум за 4 часа.<BR>Один петербургский предприниматель, регулярно отправляющий свою продукцию в Москву, сказал, что каждый водитель оставлял ему при расчете свою визитку и выражал уверенность в дальнейшем сотрудничестве, но повторно пригласить не удавалось почти никого. Дело в том, что на этих визитках, как и во всех рекламных газетах, указываются телефоны диспетчеров. У них есть данные на нескольких водителей или транспортные фирмы: график работы, предпочтительные маршруты, транспортные средства.<BR>Водители работают с несколькими диспетчерами, а также ищут заказы самостоятельно, постоянно находясь в погоне за самым выгодным вариантом.<BR>Подавляющее большинство диспетчеров работают "по-черному", хотя, по закону, они должны иметь те же самые лицензии, что и перевозчики, только без лицензионных карточек на машины. Стандартная ставка транспортного агента - 10% от стоимости заказа. <BR><BR><B>О цене всегда можно договориться</B><BR>Ольга Смирнова говорит, что ее фирма в союзе с несколькими другими предприятиями не раз пыталась вести согласованную политику для установки и поддержания более высоких расценок, но всегда находились десяток-другой водителей, "роняющих" цены (см. табл.).<BR>Все транспортные средства заказываются минимум на 3 часа плюс оплата подачи (еще 1 час), грузчики вызываются минимум на 2 часа.<BR>По подсчетам Ольги Смирновой, 80% заказов делаются за минимальное время. С учетом того, что и в городе, и в области выдано примерно по 12 тыс. действующих лицензий на внутрироссийские перевозки, на иную конкурентную среду рассчитывать не приходится.<BR><BR><B>Возить лучше летом</B><BR>На междугородных маршрутах цена перевозок чаще всего рассчитывается по схеме "себестоимость + оплата труда водителя". Самыми популярными являются поездки в Москву. <BR>Заказчики, регулярно отправляющие грузы по этому маршруту, говорят, что к лету 2000 года при использовании "Газелей" установилась цена 2300-2400 руб. (стоимость бензина в оба конца - 1700-1800 руб., зарплата водителя - 400 руб. за 2 дня, а также амортизационные расходы). Ольга Смирнова считает, что для предприятий такая схема неприемлема. Видимо, потому, что себестоимость услуг растет вместе с фирмой.(Ал.К.)