00:0008 июня 200000:00
16просмотров
00:0008 июня 2000
Сувенир - совершенно необходимая и в то же время абсолютно бесполезная вещь. По подсчетам западных экспертов, петербургские компании могут выручать от реализации этого парадокса примерно $90 млн в год.
<BR><BR>Сувенир - совершенно необходимая и в то же время абсолютно бесполезная вещь. По подсчетам западных экспертов, петербургские компании могут выручать от реализации этого парадокса примерно $90 млн в год.<BR>Но, по мнению участников рынка, сейчас сувенирные возможности города не используются и на 10%.<BR><BR><B>Кусочек Петербурга</B><BR>Предназначение сувенира можно сформулировать краткой формулой "мелочь, а приятно". От вещицы вовсе не требуется исполнение каких-либо полезных функций. Единственное, что сувенир должен "уметь" абсолютно точно, - бередить память. По данным, предоставленным Комитетом по туризму, товары с городской символикой в сувенирном рейтинге идут сразу вслед за изделиями народных промыслов. Футболки, флажки с гербом, сувениры с Медным всадником и корабликом Адмиралтейства, макеты дворцов опережают по популярности даже советскую символику и матрешки. В прошлом году посмотреть на Петербург приехало около 2 млн зарубежных и 600 тысяч отечественных гостей. Каждый из них, по расчетам Всемирного туристического общества, оставляет в городе в среднем $450 за визит. 10% от этой цифры приходится на сувениры.<BR>Несмотря на столь приятные глазу статистические выкладки, реальная ситуация на рынке не столь оптимистична. По данным Международной ассоциации сувенирной продукции, фирм - производителей сувениров на местном рынке менее 10, если не считать нелегалов и многочисленных посредников. "Петербург спозиционирован как туристический центр, следовательно, программа сувениров должна быть достаточно сильной, но на деле в городе продается 10% от того, что могло бы продаваться. Городской же бюджет вообще не получает ничего. Ситуация более чем странная. На прилавках в основном кустарщина: футболки с орлами, буденовки...Чемпионат мира по хоккею еще раз убедительно показал, что цивилизованно делаться у нас ничего не может", - комментирует консультант фирмы "Постер" Василий Казаков.<BR><BR><B>На местах</B><BR>По мнению торговцев, даже в историческом центре города продажа сувениров оставляет желать лучшего. Антон, один из продавцов "сувенирки" с Малой Конюшенной улицы, считает, что фланирующие по центру иностранцы предпочитают всему остальному матрешек (подтверждением чему является его лоток, заставленный матрешками-политиками, матрешками-лосями, матрешками с видами города и др.) "Матрешки остаются самым ходовым товаром для американцев и японцев. Петербургские "пейзажи" предпочитают отечественные туристы: за 50 рублей они приобретают шкатулки с наклеенными достопримечательностям города. Туристы не покупают кружки с символикой, но любят футболки с гербом", - поведал Антон. Первый торговый сезон станет для Антона, скорее всего, последним: рентабельность бизнеса не оправдывает расчетов. <BR><BR><B>Время вперед</B><BR>Сейчас в Законодательном собрании готовится новый законопроект о регулировании использования официальной символики города - гимна, герба и флага. Официальные исторические символы Петербурга - кораблик Адмиралтейства, ангел со шпиля Петропавловской крепости и Медный всадник, вероятно, также станут предметом бизнеса городских властей. Как объяснил один из его авторов Андрей Толмачев, помощник депутата ЗС Леонида Романкова, законопроект предусматривает все правила воспроизведения официальных символов города. Новый регламент должен исключить появление различного рода казусов, а в дальнейшем Андрей Толмачев предполагает включение в закон статьи о пошлине на право использования символов сувенирщиками. До сегодняшнего дня в России предпринималась одна подобная попытка: несколько лет назад Юрий Лужков пытался брать с предприятий деньги за использование исторических символов столицы. Правда, говорят, что дело ничем не закончилось: коммерсанты подали в суд и выиграли "сувенирное дело".<BR>В то же время ряд городов мира уже научились делать бизнес на своих символах. К примеру, как товарный знак зарегистрирован герб Гетеборга, а право на использование герба Варшавы имеет городской комитет по культуре.<BR>Время "Ч" для сувенирного рынка наступит в 2003 году. Комитет по туризму надеется, что в юбилейную годину город посетит порядка 3 млн иностранцев. По мнению директора фирмы-производителя "Финдизайн" Лео Костылева, Петербург - единственный из знаменитых городов мира не оставляет после себя что-то на память: "И я думаю, что в 2003 году с городскими сувенирами все будет также достаточно кисло". Однако предприниматели надеются на лучшее. 30 фирм уже подали заявки в "Комитет-300" на получение разрешения использовать юбилейный знак - пентаграмму Петропавловской крепости.<BR><BR>Р.S.<BR>Один из москвичей, добросовестно пробродив по музеям и выставочным залам Северной столицы в течение нескольких дней, жаловался корреспонденту "ДП", что так и не смог купить что-то на память. Проблема разрешилась лишь по пути на Московский вокзал. В дорожную сумку был загружен булыжник с набережной Фонтанки. (Н.У., Д.Г.)