Нужен ли Интернет государству

Рост экономики без новых технологий невозможен

<BR><BR><B>Рост экономики без новых технологий невозможен</B><BR>Интерес бизнеса и государства в России к новым технологиям, в первую очередь к Интернету, вызывает к жизни и ряд проблем. "ДП" уже неоднократно писал о попытках взять под контроль деятельность в Интернете, налоговые органы пытаются заставить фирмы, работающие в Интернете, платить налоги (см. "ДП" №66, 68 за 2000 год). Но оправдана ли такая политика государства? Может быть, стоит взглянуть на опыт стран, лидирующих в развитии Интернета и других компьютерных технологий. Ведь планы нового руководства государства выйти на устойчивый экономический рост без применения новых технологий останутся лишь планами. Ниже приводится в сокращенном варианте статья "Новые уроки новой экономики", описывающая влияние информационных технологий на экономику.<BR><BR>Каждое правительство должно осознать, что быстрое внедрение Интер-нета сильно зависит не только от "свободной рыночной" политики, но и от поддержки государства. В действительности Интернет впервые был создан под патронажем Национального научного фонда в рамках государственного проекта (ARPANET), направленного на подсоединение к единой сети университетов и ученых. С тех пор американское правительство продолжало отчислять миллиарды долларов на проведение исследований и разработок в области информационных технологий (ИТ). Дополнительно Закон об отмене налогообложения Интернета наложил мораторий на взимание налогов со сделок в области электронной коммерции, а Закон о средствах телекоммуникации от 1996 года обеспечил финансирование и правительственную поддержку подсоединению к сети школ и публичных библиотек. <BR>Развивающимся странам потребуются собственные стратегии, причем скоро. Рыночные реформы, в особенности ликвидация государственной монополии на телекоммуникации, крайне необходимы. Но правительства также должны поощрять создание окружения, в котором большая часть населения будет иметь постоянный доступ к сети. Правительственные агентства и государственные учебные заведения должны получить доступ к сети как можно скорее. Как и в США, налоговая политика должна способствовать переходу к новым технологиям. Учебные планы в школах и университетах должны быть пересмотрены, с тем чтобы гарантировать подготовку кадров для работы в национальных ИТ-системaх.<BR>Новая экономика, основанная на достижениях информационной технологии, реальна, и она меняет облик мировой промышленности и сферы услуг, ярчайшим примером чему служит возросшая в США в последние годы производительность. Реальность новой экономики лучше всего проявляется при анализе американских показателей темпов роста экономики и производительности. Вплоть до середины 90-х годов американские экономисты оплакивали "замедление темпов роста", начавшееся в 1970-х годах. Исследования, казалось, подтверждали незначительность влияния компьютерной революции на улучшение производительности. Но ученые предупреждали, что новые технологии скажутся на действительном улучшении производительности промышленности спустя многие годы. К середине 1990-х годов эти предсказания оправдались. Рост производительности поднялся с 1,5 до примерно 3% в год.<BR>Но далее оправданный восторг по поводу роста реальной экономики превратился в неоправданный восторг по поводу стоимости акций ИТ-фирм. Между ростом производительности и прибылями лежит большая дистанция, и этот основной момент во многом игнорируется энтузиастами рынка. Виной тому основной аспект Интернет-технологии - простота создания новых фирм и в результате исключительно высокая конкуренция на рынке. Несомненно, самые первые поборники информационной технологии (как, например, электронный продавец книг Amazon.com) имеют преимущество, но это преимущество, скорее всего, останется весьма скромным, поскольку угроза прихода конкурентов будет сдерживать размер прибыли. Недавнее изменение динамики на американском фондовом рынке, быстро распространившееся по всему миру, служит первым проблеском этого.<BR>Несмотря на то, что число ежедневно возникающих новых ".com"-миллиардеров, по-видимому, резко уменьшится, реальная экономика будет все больше и больше пользоваться преимуществами ИТ. <BR>Экономики Восточной Азии ринулись на захват Интернета, особенно разительным примером чему служат Гонконг, Сингапур, Корея и Тайвань. По последним оценкам, примерно треть всех корейцев сейчас подключена к Интернету, и к концу текущего года эта доля возрастет до двух третей. В Китае уровень подключенности также будет быстро расти; за прошедший год число китайских пользователей Интернета удвоилось примерно с 4 до 8,9 миллиона, и, похоже, оно еще больше увеличится после того, как в мае начнет работу всекитайский беспроводной Интернет-сервис. Сингапур провел серьезную либерализацию телекома, в результате которой затраты на использование Интернета сократятся, а число пользователей возрастет.<BR>В прошлом году Гарвардский университет и IBM сформировали единую команду для разработки "Руководства по оценке готовности к ИТ", цель которого - бесплатно помочь правительствам и общественности всех развивающихся стран оценить свое место в ИТ-революции и новой экономике. Его можно бесплатно получить на следующей странице: www.readinessguide.org".<BR>Джеффри Д. Сакс, профессор экономики и директор Центра Международного Развития Гарвардского Университета. <BR>Copyright: Project Syndicate, April 2000