У семи нянек - Петербург без инвестора

Сергей Максимов, Исполнительный директор Ассоциации домостроителей Санкт-Петербурга

<BR><B>Сергей Максимов, Исполнительный директор Ассоциации домостроителей Санкт-Петербурга</B><BR><BR>Уже после заседания круглого стола (читайте стр. 10-11) его участники подготовили статью, в которой более аргументированно и подробно изложили свою точку зрения. <BR>Если судить по количеству документов, посвященных вопросам привлечения инвестиций в Петербург, то нет темы, более активно разрабатываемой руководством города. Чего только не принималось - и законы о поддержке инвестиционной деятельности, и постановления Правительства о важнейших инвестиционных проектах, и городские инвестиционные программы.<BR>Позитивные сдвиги, безусловно, есть. Свидетельство тому - существенный рост как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику города. Правда, стоит заметить, что своими успехами в привлечении иностранных инвестиций город обязан и тому, что за этот же год почти в 4 раза сократились аналогичные инвестиции в Москве. А кроме того, ближайшие соседи Петербургу вовсе не уступают. Несмотря на то что по уровню инвестиционной привлекательности Петербург стабильно занимает в России второе место после Москвы, а, скажем, Ленинградская область в 1999 г. была по этому показателю лишь на 22-м месте, рост прямых иностранных инвестиций в Ленобласти в 1998 г. более чем вдвое превысил соответствующий рост в Петербурге.<BR>Ясно, что скромные по мировым меркам объемы инвестиций в значительной мере вызваны ситуацией в стране. И все же немаловажное значение имеет то, что проблемой привлечения инвестиций в Петербурге занимаются и все, и никто. Тема сегодня растащена между несколькими комитетами администрации города: в Комитете по строительству - Управление инвестиций, в КУГИ - несколько подразделений, занятых подготовкой документов для ИТК, в КГА - Управление перспективного планирования, в Фонде имущества - отдел инвестиционных торгов; наконец, над всем этим стоит еще и коллегиальный орган - Инвестиционно-тендерная комиссия. Cтоль сложная система, по-видимому, была уместна, когда проблема привлечения инвестиций в экономику города только начала разрабатываться и необходимо было учесть все интересы, которые затрагиваются при решении вопросов о предоставлении возможностей инвестирования. <BR>Сегодня ситуация иная. Дело не в том, чтобы сформулировать позицию города по отношению к инвестиционным предложениям или выработать основные параметры условий для инвесторов, а в том, чтобы ручеек инвестиций превратить в полноводную реку. Здесь на первый план выходит проблема эффективной организации работы с инвесторами - быстрое предоставление необходимой информации, оперативное принятие решений об экономических условиях инвестирования, грамотное правовое оформление отношений между городом и инвестором. При существующем сегодня порядке достичь этого практически невозможно - никакая самая совершенная законодательная база по защите инвесторов не поможет, поскольку инвестор оказывается не в состоянии не только оперативно решить вопрос об условиях инвестирования, но и разобраться, с кем же ему следует иметь дело, кто и за какие вопросы в городе отвечает. И дело не в том, что названные выше подразделения плохо работают, вопрос в другом - каждое из них исходит из позиции "своего" комитета, (что вполне естественно), а эти интересы далеко не всегда точно отражают интересы города в целом, у инвестиций же "своего" комитета в городе нет. <BR>Представляется абсолютно необходимым существенно реорганизовать работу с инвесторами, сосредоточив ее в руках одного комитета или создав (а вернее, возродив) уже существовавший несколько лет назад Инвестиционный комитет - как орган, объединяющий и координирующий всю работу с инвесторами в городе. Воссоздание такого комитета, выработка и постановка ему четких задач как по структуре, так и по объемам привлечения инвестиций не только в краткосрочном периоде, но и на перспективу, оценка деятельности комитета в прямой зависимости от объема инвестиций, привлеченных в экономику региона, может стать реальным шагом по пути совершенствования организации работы с инвесторами. При этом речь идет не просто о суммировании тех функций, которые сегодня выполняют существующие подразделения, а о переводе всей работы с инвесторами на качественно иной уровень, соответствующий мировым требованиям.