Малый бизнес подрастает, но еще боится конкуренции

Треть предпринимателей малого бизнеса Петербурга планируют, что объем производства их предприятий в ближайшее время увеличится на 20%. В стольких же компаниях за прошедший год возросла численность работающих.

<B>Треть предпринимателей малого бизнеса Петербурга планируют, что объем производства их предприятий в ближайшее время увеличится на 20%. В стольких же компаниях за прошедший год возросла численность работающих. </B>При этом каждый третий петербургский бизнесмен видит в конкуренции препятствие, а не стимул для развития. Таковы основные данные, полученные Международным центром социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".<BR><BR><B>Конкуренция бывает разная</B><BR>Об укреплении позиций малого бизнеса свидетельствует усиление конкуренции, которую отмечают 79% предпринимателей. Пять лет назад в ходе исследования, которое проводил "Леонтьевский центр", было зафиксировано лишь зачаточное состояние конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса.<BR>Сейчас сильная конкуренция охватила все сферы деятельности, а в ряде отраслей число фирм, испытывающих сильную конкуренцию, значительно превышает среднее значение. Например, в сфере рыночной инфраструктуры, куда относятся информационно-вычислительное, финансовое, страховое обслуживание, услуги в области недвижимости, сильную конкуренцию отмечают 75% предприятий, принявших участие в опросе, в промышленности - 58%. <BR>При этом конкуренцию, которая является нормальным явлением в условиях рыночной экономики, почти треть петербургских предпринимателей воспринимают как проблему, сдерживающую развитие бизнеса. Генеральный директор ЗАО "Грифон" Арнольд Быковский считает, что конкуренция не дает фирмам развиваться, заставляет работать только в своей нише рынка. "Стоим на рынке очень плотно, нет движения ни вверх, ни вбок", - считает Арнольд Быковский. <BR>По словам директора ООО "СноуМэн" Бориса Скрипника, в Петербурге развита нечестная конкуренция. Его фирма занимается установкой вентиляции, кондиционированием помещений. Получить городской заказ, не имея хороших связей в структурах власти, по словам Бориса Скрипника, практически невозможно. "Маркетинг по-русски - это поиск нужных людей, которые могут обеспечить крупный бюджетный заказ", - считает Борис Скрипник.<BR><B>Искать кадры нужно уметь</B><br>Среди других, уже известных проблем, мешающих развиваться предпринимательству (налоговая политика, трудность получения банковских кредитов, сложность и запутанность процедур административного регулирования, коррупция), петербургские предприниматели называют проблему подбора квалифицированных кадров. <BR>Многие бизнесмены связывают трудности подбора персонала с плохой работой районных служб занятости. Однако заместитель руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Петербургу Павел Панкратов считает, что предприниматели не умеют правильно сформулировать свои требования к работнику. "Хотят кандидата наук, с тремя языками, знанием ПК, правами, а зарплату при этом предлагают 1000 рублей", - говорит Павел Панкратов. По его мнению, предпринимателям, прежде чем подавать заявку на поиск персонала, нужно проконсультироваться со специалистом службы занятости.<BR><B>Бизнес развивается вопреки власти</B><br>Петербург играет важную роль в развитии малого предпринимательства в России. Удельный вес малых предприятий, работающих в Северной столице, увеличивается и составляет 13% от общего числа малых предприятий в нашей стране. <BR>В 1999 году в малых предприятиях Петербурга работало 704,2 тысячи человек, что составляет 25,4% от общего числа занятых петербуржцев. Этот показатель в 2,5 раза больше, чем в среднем по России. Однако, по данным Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Петербургу и Ленобласти (ТУ МАП РФ), бизнес Петербурга развивается скорее вопреки, чем благодаря усилиям городских властей. <BR>К типичным нарушениям, которые допускают органы власти и управления Петербурга и Ленинградской области, муниципальных образований, относятся: создание льготных условия для предпринимателей, зарегистрированных в конкретном административном образовании, и, наоборот, создание барьеров для выхода на местные товарные рынки для иногородних или "инорайонных" фирм. <BR>Также распространено введение для "чужих" предприятий повышенных ставок местных налогов, более высоких размеров оплаты лицензий, принуждение к перерегистрации юридического лица по месту деятельности его филиалов или структурных подразделений, наделение полномочиями контрольно-надзорных органов коммерческих организаций, преимущественно имеющих статус государственных унитарных предприятий. <BR>Руководитель ТУ МАП Олег Коломийченко говорит, что нормативные акты, которые поступают на согласование в ТУ МАП, зачастую изначально противоречат антимонопольному законодательству.<BR>В 1999 году из семи проектов документов Петербурга, представленных на согласование, шесть проектов было возвращено на доработку, из 15 проектов Ленобласти возвращено пять.<BR><B>Научный бизнес переживает упадок</B><br>Увеличение общей численности занятых на малых предприятиях происходит наряду с резким сокращением работников малых предприятий сферы промышленности - на 9,9%, науки - на 33,5%, строительства - на 21%.<BR>По мнению петербургских предпринимателей, для развития сферы производства необходимо вести льготный режим налогообложения в первые 1-2 года, изменить тарифы на ввоз оборудования, технологий и сырья. <BR>В то же время численность занятых на малых предприятиях торговли и общепита увеличилась на 72,8%. <BR>Основным рынком сбыта товаров и услуг для 90% малых предприятий являются Петербург и Ленинградская область. К деловым партнерам малого бизнеса в первую очередь относятся частные предприятия, не являющиеся малыми, затем сектор малого бизнеса и предприятия смешанной формы собственности. <BR><B>Союз мужчины и женщины</B><br>Неверно представление о том, что бизнес в Петербурге делают мужчины. Среди руководителей петербургских предприятий сферы малого бизнеса женщин ровно половина. <BR>Директор ЧП "Успех" Татьяна Белкина считает, что работать с мужчинами-бизнесменами легче, но идеально, когда предприятие возглавляет союз мужчина-женщина. "Генеральный директор пусть будет мужчина, а коммерческий - женщина, или наоборот", - говорит Татьяна Белкина.<BR>Среднестатистический петербургский предприниматель сферы малого бизнеса - среднего возраста, две трети - с высшим образованием. Только каждый пятый предприниматель совмещает ведение бизнеса с другой работой, для основной массы бизнесменов - это главное занятие. <BR><B>Профессор победит налоги</B><br>В "прошлой" трудовой жизни треть частных предпринимателей работали в сфере торговли. Меньше всего (15%), по данным исследований МЦСЭИ "Леонтьевский центр", среди предпринимателей - выходцев из научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Однако председатель правления Ассоциации частных предприятий Сергей Федоров считает, что у работников науки большие ресурсы для участия в предпринимательской деятельности. "Профессор или кандидат наук, объединившись в юридическую консультацию, могут выдумать массу возможностей законного снижения налогов и сборов. Даже просто наличие научного работника в штате фирмы может снизить затраты на аренду в несколько раз. Фирма становится научной организацией и меняет код ОКПО", - говорит Сергей Федоров.