00:0014 февраля 200000:00
18просмотров
00:0014 февраля 2000
В недрах команды министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина родился новый законопроект, широко обсуждаемый российской сетевой общественностью.
<BR>В недрах команды министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина родился новый законопроект, широко обсуждаемый российской сетевой общественностью.<BR>Суть проекта - в обязательной регистрации сетевых средств массовой информации: "...впредь, до внесения соответствующих изменений в федеральный Закон "О средствах массовой информации", распространить регистрационный порядок деятельности учрежденных в Российской Федерации средств массовой информации, установленный статьей 8 указанного федерального Закона, на средства массовой информации, использующие для распространения информации сеть Интернет и иные глобальные информационные сети (далее - сетевые СМИ)". (Ст. 1 Проекта Постановления о государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети, опубликованного впервые в списке рассылки семинара Виктора Наумова "Право и Интернет".)<BR><BR><B>Надзиратели</B><BR>Роль регистрирующего органа, согласно Постановлению, отводится Министерству РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. При этом в случае подписания Владимиром Путиным этого проекта российские организации и граждане, использующие Интернет и иные глобальные информационные сети "для распространения продукции средств массовой информации, обязаны руководствоваться требованиями указанного Положения и произвести регистрацию принадлежащих им сетевых СМИ в срок до 30 июня 2000 года".<BR>С указанной даты деятельность сетевых СМИ без регистрации будет запрещена, а соответствующие сайты будут просто закрываться без суда и следствия.<BR><BR><B>Почетные обязанности</B><BR>С момента регистрации на сетевое СМИ и его издателей распространяются все требования федерального Закона "О средствах массовой информации". При размещении в Интернете и иных глобальных сетях сообщений и материалов средств массовой информации, в том числе сетевых, ссылка на такое средство массовой информации будет обязательна. Равно как и наоборот. Предполагаемой территорией распространения информации для сетевых СМИ будет считаться вся территория Российской Федерации.<BR>Редакция сетевого СМИ должна будет указывать в обязательном порядке следующие "выходные данные":<BR>- регистрационный номер, <BR>- данные учредителей,<BR>- фамилию и инициалы главного редактора,<BR>- адрес и контактную информацию редакции.<BR>В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для разрешения возможных споров, редакция сетевого СМИ будет обязана сохранять в электронной форме копии информационных и иных сообщений и материалов, размещенных ею в Интернете, с указанием точной даты и времени их обновлений, добавлений, дополнений и снятия в течение не менее 1 года с даты первоначального размещения.<BR>Название сетевого СМИ будет уникальным, т.е., как и в случае с печатным изданием, нельзя будет зарегистрировать два сайта с одинаковым "товарным" названием, даже если Интернет-имена их сайтов будут различаться.<BR><B>Новоиспеченные издатели</B><BR>Под редакцией сетевого СМИ, согласно Постановлению, понимается юридическое лицо или гражданин, осуществляющий создание сетевого СМИ и размещающий его в Интернете или иных глобальных информационных сетях. Сетевым же средством массовой информации, согласно пункту 2.1 Положения о порядке государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети, считается "размещаемая в электронной форме в Интернете (и сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц". При этом размещаемые в Интернете и иных глобальных информационных сетях информационные сообщения и материалы рассматриваются как периодические, если производится или хотя бы предполагается их полное или частичное обновление не реже одного раза в год.<BR>Таким образом, под определение подпадают практически все имеющиеся сегодня в сети сайты и странички, даже обычные домашние страницы частных лиц, ведь информация на них предназначена для неопределенного круга лиц и хотя бы раз в год да обновляется, иначе смысл такой страницы теряется.<BR>Правда, на этот случай в проекте имеется оговорка, что не считаются СМИ "информационные сообщения и материалы о лицах (организациях, гражданах или объединениях граждан), самостоятельно размещающих их в Интернете с целью доведения до неопределенного круга лиц сведений о таких лицах, выпускаемой ими продукции или оказываемых ими услугах".<BR>Что интересно: регистрация соответствующих сетевых СМИ обязательна и для всех средств массовой информации, имеющих свидетельство о государственной регистрации обычных СМИ и размещающих свою информацию в Интернете. При этом не имеет значения, совпадает ли объем или содержание информации, размещаемой в Интернете, с объемом или содержанием информации, распространяемой такими СМИ иным образом. Т.е. наличие зарегистрированной газеты, журнала, радио- или телепередачи не освобождает от регистрации ее сайта в качестве самостоятельного сетевого СМИ.<BR><BR><B>Поборы и льготы</B><BR>За регистрацию сетевых СМИ устанавливается регистрационный сбор 1500 руб. Сетевые СМИ эротического характера платят за регистрацию 7500 руб., а рекламные - 15.000 руб.<BR>С принятием Постановления большинство сайтов (кроме эротических и рекламных) получат налоговые льготы, согласно законам РФ "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 04.05.99), "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. от 04.05.99) и ряду подзаконных актов, в частности Письму ГНС РФ от 21 марта 1996 г. №ВГ-4-03/22н. Они включают освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации продукции средств массовой информации (действующее только до 2002 года) и налогом на прибыль от производства и распространения продукции средств массовой информации, а также на прибыль от других видов деятельности и прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности. <BR>ИАГ Giraffe