От диктатуры пролетариата к диктатуре распространителей

Любой желающий может издавать в Петербурге газету или журнал по своему вкусу. Но коммерческий успех издания в немалой степени зависит от распространителей - посредников между читателями и издателями.

<BR><BR>Любой желающий может издавать в Петербурге газету или журнал по своему вкусу. Но коммерческий успех издания в немалой степени зависит от распространителей - посредников между читателями и издателями. <BR>Издателю известных газет и журналов распространители гарантируют тихую, сытую жизнь. А вот что делать новичку, выводящему на рынок первенца? Вооружившись воображаемым проектом новой городской газеты социально-культурной направленности под названием "Мы" (формат А3, 16 полос, цвет, тираж 20.000 экземпляров), корреспондент "ДП" отправился к петербургским распространителям.<BR><BR><B>Заплати и вези</B><BR>Ожидание, что сотрудничество с розничной торговлей придется строить на договоре реализации, не оправдалось. Распространители вовсе не горели желанием взять хотя бы несколько экземпляров на точку и ждать, пока читатели их раскупят. Оказывается, право лежать на лотке или в газетном киоске стоит денег. Издателю газеты, естественно.<BR>Менеджер отдела рекламы "Метропресс" Наталья Вороновская, обслуживающая клиентов двух распространительских фирм - "Метропресс" и "Роспечать", говорит, что существует два вида договора - реализация и "обязательное присутствие". <BR>В первом случае никто не гарантирует наличие вашего издания в торговой точке - бригадиры лотков поступят с ним по своему усмотрению. Например, могут положить его под прилавок, чтобы не мешало, а потом вернуть как непроданное. Другой вариант договора распространения - гарантированное наличие вашего издания на торговых точках, причем на прилавке. За этот вариант раскрутки газеты распространитель просит с издателя по $1,5 за каждую точку в месяц. И еще $50 за присутствие рекламного постера издания размером 50х40 см. Менеджер "Нева-Пресс" Татьяна Клочева обошла вопрос дополнительных выплат, сказав, что "бригадиры на местах не будут убирать издания с лотков, но если издателю нужны особые условия распространения, то существует отдельный договор за отдельную плату".<BR>Заместитель директора по распространению "Петербург-Экспресс" Александр Авдошев высказался без обиняков: "Новые издания мы берем только за плату - 200 рублей в месяц с каждой точки или 300 рублей, если вы желаете, чтобы ваше издание лежало не с краю, а ближе к центру". <BR>В последнем случае можно разместить и небольшой рекламный постер.<BR><BR><B>Любимец публики</B><BR>Конечно, никто не будет убирать с лотка раскупаемое издание. Но здесь есть два момента. Даже самому перспективному изданию необходим этап ознакомления и привыкания к нему читателя. Но распространители готовы брать совсем небольшой объем тиража на каждую точку, и ваше новое издание рискует так и не познать вкус популярности.<BR>Впрочем, если издание уже "раскручено и разрекламировано", то все менеджеры распространения заявляют о готовности взять его в оборот бесплатно. В то же время большинство также заявляют о том, что новые газеты они вообще не берут, поскольку "более 300 наименований и так слишком много для нашего маленького рынка".<BR>В конечном счете для издателя вопрос не в том, надо или не надо доплачивать распространителю. Вопрос в том, какой набор услуг по продвижению товара помимо возможности повесить постер он за это получает.