00:0011 февраля 200000:00
15просмотров
00:0011 февраля 2000
Не успев принять в сознании российских бизнесменов своих классических очертаний, аудит в русле мировых тенденций стал бодро разворачиваться в сторону консалтинга.
<BR><BR>Не успев принять в сознании российских бизнесменов своих классических очертаний, аудит в русле мировых тенденций стал бодро разворачиваться в сторону консалтинга.<BR>Некоторые предприниматели так и не успели понять роль независимых финансовых экспертов на рынке.<BR><BR><B>По закону и для себя</B><BR>Сторонних людей отечественный бизнес в большинстве случаев подпускает к себе по-прежнему неохотно. Аудиторы же изначально воспринимались как сторонние; когда эта профессия получила в стране официальное хождение, хозяева и руководители предприятий воспринимали аудит как неизбежное зло - в случае, когда он обязателен по закону. <BR>К "инициативному" аудиту начали обращаться продвинутые бизнесмены, получившие западное образование, владельцы разветвленных многопрофильных компаний либо приватизированных предприятий. Последние почувствовали потребность в услугах по "зачистке" последствий поспешно проведенной приватизации. <BR><BR>А зачем нам кузнец?..<BR>Одна версия заключается в том, что подавляющее большинство отечественных акционерных обществ, вне зависимости от их масштабов, таковыми являются только формально, так как принадлежат одному лицу либо накрепко связанным друг с другом лицам/структурам. В такой ситуации аудитор - посторонний, лишний (если он не "карманный"), вероятный шпион либо нахлебник. Проще нанять (взрастить у себя) суперквалифицированного бухгалтера и найти общий язык с налоговой. "Дружественные" той или иной компании/группе компаний аудиторы со всей вероятной тщательностью скрывают свои родственные связи, дабы не потерять сторонних клиентов, перед которыми они в большинстве ситуаций невиновны. Но заподозрены быть могут.<BR>Точки зрения "избыточности" для такого рынка, как аудит, придерживаются те, кто не видит от них пользы конкретно для своего бизнеса. При этом предприниматели соглашаются, что "кому-то это и нужно".<BR>Целый ряд клиентов выбирает сегодня из всего спектра услуг аудиторских фирм только постановку и сопровождение своей бухгалтерской отчетности. Есть предположение, что эта тенденция наметилась в связи с благоприятной в целом обстановкой в экономике.<BR><BR>Консультант №1<BR>Вторая версия существования аудита на современном российском рынке основана на мировых тенденциях: представители известных аудиторских компаний формально остаются аудиторскими, тогда как большую часть оборотов им дают консалтинговые услуги.<BR>Аудиторы же были одними из первых консультантов, к которым обращались отечественные предприниматели. Сначала по вопросу "оптимизации налогообложения", консультации по которому длительное время и являлись основной составляющей российского аудита. Затем за подтверждением годовой отчетности, а несколько раз в год - с постановкой задачи выработать рекомендации по оптимизации конкретных бизнес-процессов. А затем пришло время расширения бизнеса. Привлечение инвестиций, особенно западных, требует не только оптимизации структуры и затрат предприятия, но и его прозрачности.<BR>Так потребности клиентов предопределили привлечение аудиторами к своей работе оценщиков, юристов, специалистов по сертификации бизнеса, а сейчас и появление в структуре аудиторских компаний консалтинговых подразделений.<BR>Впрочем, для проведения аудита существующие уже несколько лет профессиональные стандарты аудиторской деятельности предусматривают привлечение экспертов - исключительно с согласия "экономического субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудит". Но в случае отказа субъекта от привлечения эксперта аудитор "рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного".<BR>Не только клиенты аудиторских компаний, но и сами аудиторы в наибольшей степени были готовы к повороту в сторону консалтинга: в приложении к тем же профессиональным стандартам бы утвержден "Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг", включающий, в частности, консультационные услуги по общим вопросам управления, по вопросам управления маркетингом и трудовыми ресурсами, производством, по руководству проектами и организации загрузки данных и использованию машинного времени.